Речевой спектр звуков отличается силой, высотой и тембром.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний го-
лосовых связок, а она, в свою очередь, зависит от давления выдыхаемой струи
воздуха, степени напряжения голосовых складок. Чем больше наполняются
воздухом легкие, чем больше сила выдоха, тем громче звук.
Но в любом случае голос, возникающий в гортани, имеет малую силу.
Большую роль в усилении голоса играют резонаторные полости надставной
трубы (глотка, полость рта и носа, а также придаточные пазухи носа), они не
только усиливают звуки, но и придают голосу определенный тембр, являют-
ся местом образования звуков речи.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая,
в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины, упругости и
напряжения голосовых связок. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще
и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Изменение высоты голоса обеспечивается сокращением тех или иных
мышц гортани. При произнесении (или пении) низких звуков голосовые связ-
ки натягиваются незначительно. Перстнещитовидная мышца не функциони-
рует, сокращается лишь голосовая (щиточерпаловидная) мышца, которая при
своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину го-
лосовой складки.
Для повышения звука в деятельность включается перстнещитовидная
мышца, увеличивающая натяжение голосовых связок. При максимальном ее
сокращении дальнейшее увеличение натяжения голосовых связок становит-
ся невозможным, и повышение голоса обеспечивается другим механизмом –
укорочением колеблющейся части голосовых связок. Это достигается сокраще-
нием поперечной черпаловидной мышцы, черпаловидные хрящи плотно при-
жимаются друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок не
могут колебаться. Колеблется только передняя часть голосовых связок, ко-
торые, укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают из-
давать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса вновь начи-
нает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых связок. Когда же
наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосо-
88
вых связок, вступает в действие механизм фальцета, связки колеблются
лишь тонкими краями в продольном направлении.
Тембр голоса. Помимо высоты и силы голоса разных людей различаются
звуковой окраской или тембром. Частота колебаний голосовых связок обу-
словливает высоту основного тона. Наряду с основным тоном в гортани об-
разуются и добавочные тоны, или обертоны, среди них имеются резко выра-
женные обертоны с большой амплитудой, которые называются формантами.
Количество и сила звучания обертонов зависят от индивидуальных особенно-
стей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных поло-
стей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). Определен-
ное сочетание обертонов придает голосу индивидуальную «окраску», или
тембр, что позволяет различать, узнавать людей по голосу. Тембр голоса че-
ловека обычно определяют как «приятный», «мелодический», «металличе-
ский», «глухой», «мягкий» и т.д.
На качество голоса (высоту и тембр) кроме названных факторов, оказы-
вают влияние степень сухости или чрезмерного увлажнения связок и дыха-
тельных путей, степень их индивидуальной эластичности и т. п.
Диапазон голоса. Пределы возможных изменений голоса по высоте, от
самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до само-
го высокого, называются диапазоном. Диапазоны голоса у разных людей
различны. Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в
пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4–6 тонов.
У мужчин диапазон голоса составляет в среднем от 80 до 580 Гц, у женщин
диапазон голоса находится в пределах от 170 до 1034 Гц.
Анатомические различия гортаней, особенно по длине голосовых связок,
сказывающиеся на их колебательных свойствах, приводят к разделению го-
лосов на бас, тенор, сопрано и т.д.
У мужчин различают три типа певческого голоса: тенор, баритон и бас.
− Тенор – высокий голос: длина голосовых складок колеблется в пре-
делах 18–22 мм, количество их колебаний в секунду 122-580.
− Баритон – голос средней высоты: длина голосовых складок – 22–24
мм, количество колебаний 96–426 в секунду.
− Бас – низкий голос: длина голосовых складок – 23–25 мм, количе-
ство колебаний в секунду – 81–125.
У женщин различают: контральто, меццо-сопрано, сопрано.
− Контральто – низкий голос: длина голосовых складок 20–22 мм,
количество их колебаний 145–690 в секунду.
− Меццо-сопрано – голос средней высоты: длина голосовых складок
18–21 мм, количество колебаний 217–864 в секунду.
− Сопрано (драматическое, лирическое и колоратурное) – высокий
голос: длина голосовых складок 10–17 мм, количество их колебаний
258–1 304 в секунду
89
Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. С возрас-
том диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков
и девочек), охватывая примерно следующие границы:
• от 8 до 10 лет – 320-512 Гц;
• от 10 до 12 лет – 290-580 Гц;
• от 12 до 14 лет – 256- 680 Гц
Как у мальчиков, так и у девочек встречаются дискантовые и альтовые
певческие голоса: дискант – высокий детский голос, альт – низкий голос.
Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при под-
боре репертуара для исполнения детьми на уроках пения и во время детских
самодеятельных выступлений.
Регистры голоса. В каждом из диапазонов есть несколько регистров. Ре-
гистром называют ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру
звучания. Различают три регистра голоса: грудной, головной и смешанный
(микст).
Грудной регистр получил свое название вследствие того, что при нем ре-
зонирует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибра-
цию. Грудной голос богат обертонами. При грудном голосе связки плотно
смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикуляр-
ном току воздушной струи, т. е. в поперечном направлении. К грудному реги-
стру относят низкие тоны голоса. Грудное резонирование сообщает звуку
полноту и объемность звучания.
Головной регистр характеризуется головным резонансом, который
можно обнаружить при фонации в виде вибрации костей черепа, положив
руку на темя. Типичным образцом головного регистра является фальцетный
голос. Он отличается бедностью обертонов. Головным регистром пользуются
на верхних тонах диапазона
Смешанный голос (микст) более богат обертонами, по сравнению с
фальцетом, но беднее, чем грудной голос. Голосовая щель закрывается не
полностью, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фаль-
цете, а иногда и всей своей массой. К миксту относятся средние тоны голо-
сового диапазона.
В пении используются все три регистра голоса, в разговорной же речи (у
взрослых) – преимущественно микст. У детей до периода полового созрева-
ния функционирует только фальцетный голос.
Атака звука. Образным термином «атака» обозначают способ приведе-
ния в действие голосовые связок, находящихся в покое. Атаку звука называ-
ют иногда «взятием» звука, «приступом», «голосоначалом». Различают три
вида атак: твердую, мягкую, придыхательную.
При твердой атаке голосовые связки плотно смыкаются до начала звука,
затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосо-
90
вую щель и вызывает колебание связок. Для твердой атаки характерно нали-
чие в самом начале звучания ясно слышимого призвука. Примером твердой
атаки может служить произнесение междометий, обозначающих досаду,
недовольство, возмущение: «Ах, какая досада!» При твердой атаке происхо-
дит излишнее напряжение голосовых связок.
При мягкой атаке момент смыкания связок и начало выдоха совпадают, и
сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать. Например:
«Ах, как здесь хорошо!» Мягкую атаку считают наиболее употребительным и
физиологически обоснованным способом приведения в действие голосовых
связок , так как она благоприятно отражается на качестве звучания голоса.
Во время придыхательной атаки выдыхаемый воздух начинает прохо-
дить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен
шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкают-
ся и начинают вибрировать. Примером придыхательной атаки является про-
изнесение украинского и английского или немецкого h в сочетании с после-
дующим гласным, например в слове Ганна (украинское произношение) или в
немецком слове haben.
У грудных детей крик, выражающий недовольство, сопровождается твер-
дой атакой, а лепет, выражающий удовлетворение и спокойствие, происхо-
дит при мягкой атаке