|
|||||||
2.9.2. Исследование слуха камертонамиИсследование слуха камертонами является более точным методом, по сравнению с исследованием слуха речью. Камертоны издают чистые тоны, причем высота тона (частота колебаний) для каждого камертона постоянна. В практике применяются камертоны, настроенные на тон С (до) в разных ок- тавах. Исследование слуха производятся обычно тремя (С128, С512, С2048 или С4096) или даже двумя (С128 и С2048) камертонами. Цифры указывают на число колебаний в секунду. Камертон состоит из ножки и двух бранш (ветвей). Для приведения в со- стояние звучания высокого камертона (С2048) бранши ударяют о какой-либо предмет, низкий камертон (С128) ударяют браншами о свой локоть или коле- но. При исследовании нужно следить за тем, чтобы бранши не касались уха, волос, одежды исследуемого, так это вызовет прекращение звучания камер- тона. Исследование остроты слуха камертонами основано на том, что камер- тон после приведения в состояние колебания звучит в течение определенно- го времени, постепенно по мере уменьшения амплитуды колебаний сила зву- чания уменьшается и прекращается. Продолжительность звучания зависит от силы удара, приводящей камертон в состояние звучания. Она должна быть всегда максимальной. При помощи набора камертонов можно производить исследование слуха, как в отношении его объема, так и в отношении остроты. При исследовании объема слухового восприятия определяется наличие или отсутствие восприя- тия данного тона хотя бы при максимальной силе звучания камертона. У по- жилых людей, а также при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата объем слуха уменьшается за счет выпадения восприятия высоких тонов. При помощи камертона можно исследовать остроту слуха при воздуш- ной и костной проводимости звука. Исследование воздушной и костной проводимостей имеет существенное диагностическое значение, так как дает возможность определять характер поражения слуха: поражена ли в данном случае только функция звукопроводящей системы или имеется поражение звуковоспринимающего аппарата. Для определения воздушной проводимости бранши звучащего камертона С2048 подносят к наружному слуховому проходу исследуемого уха и опреде- ляют время в секундах от момента начала звучания до момента исчезновения слышимости звука. Костную проводимость исследуют, прижимая ножку камертона С128 к сосцевидному отростку или к темени, и определяют время между началом звучания и прекращением слышимости звука. Высокие камертоны для ис- следования костной проводимости не используют, так как колебания бран- 33 шей высокого камертона передаются через воздух значительно лучше, чем колебания его ножки через кость, поэтому костная проводимость маскирует- ся в этих случаях воздушной. Сравнивая длительность восприятия звучания камертона каждым ухом испытуемого отдельно с длительностью восприятия звучания для нормаль- ного слышащего уха, определяют остроту слуха к звуку, издаваемому данным камертоном. Продолжительность звучания при нормальном слухе, или, как говорят, норма звучания, должна быть определена для каждого камертона заранее, и притом отдельно для воздушной и для костной проводимости. Цифры, характеризующие норму звучания каждого камертона, должны быть приложены к каждому набору. Они представляют собой так называемый пас- порт камертона. По полученным результатам можно судить о степени сохранности слуха на те или иные частоты или при значительном отличии результатов о ха- рактере его поражения. Например, укорочение времени костной проводимо- сти звука по сравнению с нормой указывает на поражение звуковоспринима- ющего аппарата, удлинение – на нарушение звукопроводящей функции. Недостатком этого метода является то, что при очень больших потерях слуха сложно определить истинные дефекты слуха, так как звуки, издавае- мые камертоном, не имеют достаточной интенсивности для измерения поро- гов слухового восприятия. Исследование слуха с помощью камертонов у детей до 4 – 5 лет практиче- ски невозможно (за редким исключением), так как дети не понимают постав- ленной перед ними задачи.
|
|||||||
|