По проблемным областям:
Онтология - философское учение о бытии (онтос – бытие). Субстанция – бытие, ничем не обусловленное, причина самого себя. Аристотель - автор понятия субстанции, а термин С – латинский.
Гносеология - философское учение о познании, о его основаниях и границах.
Аксиология - философское учение о ценностях.
По тематическим, предметным областям:
История философии; Философия истории; философия права, этика, эстетика и др.
По школам, течениям, направлениям:
Прежде всего – это дифференциация: материализм, идеализм, дуализм.
По течениям, школам, направлениям:
1) Позитивизм
2) Экзистенциализм
3) Феноменология и др.
По эпохам, социокультурным периодам: Древнекитайская, Древнегреческая философия, Русская философия серебряного века, и др.
Типы философствования выделяются по тому, что находится в центре философской картины мира:
1) Космоцентризм (космос)
2) Антропоцентризм (человек)
3) Теоцентризм (Бог)
4) Натуроцентризм (Природа)
5) Социоцентризм (Общество)
Главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?
В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом в сфере бытия, а идеальное — вторичным. Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
Идеализм - (франц. idealisme, от греч. idea - идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.