Направленность личности, ее структура и психологические проявления. Мотивационная сфера человека характеризуется различной широтой, гибкостью и иерархизированностью. Наиболее сильные мотивы образуют мотивационное ядро личности. Особенности этого ядра отображаются в направленности личности. Именно направленность личности определяет устойчивые тенденции поведения человека. И в зависимости от того, каково содержание мотивов, различают различные типы направленности. Существует много классификаций направленности:
I. Классификация Меграбян. Он выделяет направленность на основе уровня морально-этических принципов личности:
- Инфантильно-гедонистический тип. Я желаю и делаю то, что мне приятно (формула).
- Эгоцентрический, утилитарный. Полезное и лучшее мне; до других мне нет дела.
- Псевдоальтруистический, утилитарный. Я тебе даю, ты мне даешь в той же мере. Ты мне, я тебе.
- Подлинно альтруистический уровень. Я делаю все для всех, ничего для себя не получаю.
II. 3 типа личности:
- Направленность на себя или личная направленность;
- Направленность на взаимодействие с другими (на общение);
- Направленность на дело.
III. Классификация Шпрангера. 6 основных идеальных типов индивидуальности:
- Человек теоретический, стремящийся понять сущность;
- Человек экономический;
- Человек эстетический;
- Человек социальный;
- Человек политический;
- Человек религиозный.
Существует очень много и других классификаций. Сущность и виды человеческих потребностей. Потребности – это источник активности. Потребность – это субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит. Основными свойствами потребностей являются:
- Потребность по определению предметна (потребность отражает не данность, а нужность предмета);
- Именно потребность определяет характер активности;
- Она обладает способностью к удовлетворению и к последующему возобновлению или воспроизводству;
- Потребности трансформируются в течении жизни.
Специфика человеческих потребностей:
- Человек сам способен воспроизводить предметы для удовлетворения потребности;
- В своей деятельности он формирует новые потребности;
- На каком-то этапе своего развития человек способен к произвольной регуляции своих потребностей.
В строгом смысле, потребность – это переживание нужды. В то же время возможны ситуации, когда возникает потребность при отсутствии нужды. И возможно наличие нужды, не проявляющееся в виде потребностей. Потребности образуют сложную иерархическую систему:
1). В основании лежат естественные, организменные или витальные потребности. Они являются базовыми, а часть из них являются основными. К базовым относятся: потребность в веществе и энергии; сохранении и продолжении жизни; потребность в информации. Основные – это те потребности, которые не выводимы друг из друг и не взаимозаменяемы. К основным относятся: потребность в пище; влаге; сне и кислороде. За исключением патологии и экстремальных жизненных ситуаций даже удовлетворение основных потребностей подчиняется соответствующим социальным правилам.
2). Помимо биологических потребностей человек имеет множество культурных потребностей. Очень важно деление потребностей на насыщаемые и не насыщаемые. Удовлетворение некоторых потребностей усиливает их, а другие нет. Первые называются аддиктивные, а вторые – не аддиктивные. По характеру предмета потребности делят на материальные и духовные. Отдельно выделяют группу собственно психологических потребностей. Сюда входят: потребность достижения; самозащиты; избегания опасности; в уважении или поддержке и т. д. Венчает человеческие потребности потребность в самовыражении, в самореализации, в самоактуализации, т. е. в том, что создает условия экзистенции. Потребности делят на эндогенные и экзогенные (формируются в социальном окружении). К. Левин ввел понятие квазипотребностей. Квазипотребности – это не подлинная потребность, а ситуативная потребность выполнить действие после того, как человек решил, что это действие ему нужно выполнить. Чрезмерная зависимость от предметов удовлетворения потребностей превращает их в невротические. Такими избыточными потребностями могут оказаться: потребность в независимости; в любви и в одобрении; в ведущем партнере; во власти и т. д. Потребности и мотивы. Мотивы в отличие от потребностей присущи только человеку. Мотив - это побуждение к деятельности, связан с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков. Если потребность – это сущность всех видов активности, то мотивы – это конкретное проявление такой сущности. В мотиве происходит процесс узнавания потребностей своего предмета. В мотиве потребность опредмечивается. Принято различать понятие мотив и мотивировка. Мотив – это само побуждение к действию или деятельности, а мотивировка – это объяснение себе и другим, что же является побуждением к той или иной деятельности. Мотивировки, отражающие потребности низших уровней, как правило, адекватны реальным мотивам. Мотивировки к более высоким уровням потребностей могут быть искаженными и совершенно неадекватными. Функции и виды мотивов.
Существует много классификаций мотивов:
- По видам потребностей, которые в них проявляются;
- По формам, которые они принимают;
- По широте, узости;
- Наиболее распространена классификация мотивов, когда их делят на осознанные и неосознаваемые.
Осознанные:
1). Интерес определяют как познавательный процесс; переживание возможной значимости объекта, возникающего в момент проявления внимания к нему. Интересы тоже классифицируются: по содержанию; по цели – непосредственные и опосредованные; по широте; по их устойчивости.
2). Убеждения – это побуждения поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения могут быть как адекватные, так и не адекватные.
3). Стремления – это побуждения, выражающие потребности в таких условиях существования, которых в данной ситуации нет, но которые могут быть созданы в результате деятельности. Разновидности стремлений: а). Намерения, когда не только осознаются цели, но и средства достижения целей; б). Мечты, когда есть только образ желаемого; в). Страсти – это стремления, вырастающие на основе потребности неодолимой силы; г). Идеалы – это побуждения подражать, следовать примеру какого-то образца. Наиболее распространенным названием мотива является желание.
Неосознаваемые побуждения (мотивы): 1. Установка – это раннее сложившееся состояние готовности, реагирование определенным образом; 2. Влечение – это побуждение, представляющее собой не дифференцируемые, не достаточно отчетливые, не представленные в мотивировке потребности. Неосознаваемые мотивы могут быть осознаны. Функции: побудительная и направляющая, функция смыслообразования и др. Мотив и смысл. Смысл выражает отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия. Сознательность знаний характеризуется именно тем, какой смысл приобретают они для человека. Смысл действия меняется вместе с изменением его мотива. По своему объективному содержанию действие может оставаться почти тем же самым, но если оно приобрело новый мотив, то психологически оно стало уже иным. Одно и то же действие, входя в разномотивированные деятельности, приобретает разный смысл.
Принцип иерархии в организации потребностно-мотивационной сферы человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.). Маслоу. Согласно его концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей (от низшего к высшему): физиологические (голод, жажда, половое влечение); потребности в безопасности; потребности в любви; потребность уважения; познавательные потребности; эстетические потребности; потребности в самоактуализации. Леонтьев. Механизм превращения цели в мотив. Суть в том, что в процессе деятельности, цель превращается в мотив. То есть мотив, из-за которого мы стремимся к цели, связан с потребностью. Но со временем цель может превратиться в потребность. Леонтьев рассматривает мотивацию двояко: 1). Как процесс; 2). Мотивация – это система факторов, детерминирующих поведение (цели, интересы, намерения, стремления и др.). Предпосылкой всякой активности, всякого целенаправленного поведения, всякой деятельности человека являются потребности. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых им не достает для нормального существования и развития. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, с объективным дефицитом того, что требуется. Потребность как некое диффузное состояние неудовлетворенности имеет лишь преходящее функциональное значение. «Будучи слепой» потребность приводит лишь к нецелесообразной активности, но при этом она имеет тенденцию прозреть, т. е. найти объект для удовлетворения данной потребности. Этот процесс и ведет к формированию мотива. Отсюда, по Леонтьеву, потребность становится мотивом. Мотивация – система процессов, отвечающих за побуждения деятельности. Мотив – это совокупность объектов, которые могут удовлетворить данную потребность в наличной ситуации. Под мотивом здесь выступает раздражитель, который побуждает деятельность по устранению потребности. Мотивационная сфера: потребность (внутри человека) + мотив (вне субъекта).
Выготский. Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т.е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, В.Т. Асеев и др.). Группой авторов (Асмолов, Братусь и др.) были выделены основные свойства смыслового образования личности как специфической базовой единицы личности: производность от реального бытия субъекта, его объективной позиции в обществе; предметность (ориентированность на предмет деятельности, смысл есть всегда смысл чего-то); независимость от осознания (то есть недостаточность осознания личностного смысла для его изменения); некодифицируемость (невозможность прямого воплощения в системе значений).
Диагностика мотивации. 1. Методика ТМД (опросник для измерения мотивации достижения). Данная методика диагностирует мотивацию на достижение успеха и мотивацию на избегание неудач. Автор – Меграбян. 2. ТАТ. Влечения, желания и отношения личности, уровень ее притязаний. Влечение, это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. Выражает неосознанную потребность. Это преходящее явление, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание. Желание, это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Будучи осознанным, имеет побуждающую силу и пути удовлетворения. Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. В основе понимания общества и его истории находится понятие производственных отношений как объективных, материальных и не зависящих от сознания людей отношений, складывающихся между людьми в процессе от производства до потребления материальных благ. Эти отношения определяют особенности всех других объективных общественных отношений, в которые вступают люди, в том числе и нравственных, на основе которых формируется моральный облик человека. Эти объективные отношения, отражаясь сознанием, принимают форму отношения как свойства сознания, как психического явления, входящего в структуру всех форм направленности. Установки и позиции личности. Основные трактовки понятия установки следующие: 1. Это предварительно созданное ожидание объекта поведения; 2. Это намерение выполнять привычные психические действия; 3. Это тенденция к завершению прерванной активности.
Для любых установок характерно:
- Устойчивость протекания реакции;
- Освобождение субъекта от необходимости постоянно принимать решения;
- Определенная инерционность реагирования.
Установки проявляются на всех уровнях поведения: от психомоторики до социального поведения. Примерами действий установки являются: феномен плацева; псевдорадиоактивное обучение; опыт с шарами. Всякая, вновь формируемая установка может конкурировать с уже имеющимися. Именно поэтому действие установок может придавать поведению иррациональный характер. Особенно наглядно иррациональность установки как мотива проявляется в ситуации гипнотического внушения. Социальные установки обозначаются терминами аттитюд или социальная диспозиция. Именно на основе социальных установок и развиваются стереотипы человека. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Установки – это неосознаваемое личностью состояние готовности к деятельности. Диспозиция – установка к другим людям. Жизненная позиция личности – это система взглядов человека на жизнь и на свое место в ней; это то, что определяет ориентацию личности и готовность ее к действию. Интерес в структуре направленности личности. Интересы личности связывают с познавательными потребностями.
Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствующая более полному познанию действительности.Интересы — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости. По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительные, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие — отрицательные, такие, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей. Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые — имеют место только тогда, когда реальное значение объекта и значимость его для личности совпадают. Различают широкие и узкие интересы. Разностороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов – содержательные интересы располагаются в двух (а иногда и в трех) не связанных друг с другом областях деятельности. Идеалы, смысловые образования, ценностные ориентации личности и их диагностика. Согласно Е. Е. Насиновской, смысловое образование – это психическое образование (презентированное или непредставленное сознанию), характеризующее собственноличностное развитие человека и определяющее личностно-смысловую сферу мотивации. Смысловые образования формируются в индивидуальной жизни субъекта, несут в себе субъективное отношение индивида к разнообразным объектам, являются одновременно и эмоционально-оценочными, и действенными образованиями. Основной признак смыслового образования –– слитность с областью «Я». Насиновской выделяются несколько видов смысловых образований: смыслообразующие мотивы, смысловые установки и личностно-значимые эмоциональные переживания. Смыслообразующие мотивы представляют собой относительно стабильные смысловые образования, характеризующие структуру личности, то смысловые установки и переживания есть динамические, ситуационные смысловые образования, складывающиеся в конкретных условиях деятельности. При этом личностно-значимые переживания являются формой субъективной презентации личностного смысла, а смысловая установка представляет собой объективную форму его существования. Смысловые образования могут диагностироваться с помощью методики СЖО (направлен на основные смысло-жизненные ориентации). Ценностная ориентация - разделяемые личностью социальные ценности: - выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения; - являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение. В теории Парсонса различают пары ценностных ориентаций, регулирующих выбор альтернатив действия: - аффективная либо аффективно-нейтральная; - специфичная либо диффузная; - универсальная либо партикулярная; - коллективная либо индивидуальная; - ориентация на предписание либо на достижение цели. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основан¬ная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель инди¬видуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (например, активная деятельная жизнь; жизненная мудрость; здоровье и т. д. – всего 18); инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (например, аккуратность; воспитанность; высокие запросы и т. д. – всего 18). Это деление соответствует традиционному делению на цен¬ности-цели и ценности-средства. Убеждения и мировоззрение. Убеждения – это побуждения поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения могут быть адекватными и неадекватными. Убеждения характеризуются высокой осознанностью, тесной связью с чувствами. Знания являются базисом для убеждений. Мировоззрение включает: убеждения (идейно-политические, нравственные, эстетические). Мировоззрение имеет свои критерии: научность, систематичность взглядов (думает одно – делает другое).
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
- Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи;
- Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д.;
- Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента;
- Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.