Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий в этике называется моральным выбором .
В широком смысле речь идет о фундаментальном моральном выборе, т. е. О выборе самой системы ценностей, ценностных ориентаций, которые формируют весь жизненный замысел человека, моральные установки личности, определяют линию ее поведения.
В узком смысле имеется в виду собственно выбор конкретного поступка, в котором моральное требование соотносится с обстоятельствами, целесообразность соединяется с нравственной принципиальностью, выбираются средства, обеспечивающие согласованность мотива и результата.
Выделяются следующие слагаемые морального поступка: собственно действие (социально значимый акт); предшествующая ему деятельность морального сознания – побуждение, мотив, намерение, выбор, решение; последующая деятельность морального сознания – самооценка человеком своего поступка и отношение его к оценке со стороны окружающих. Одним из самых сложных вопросов при оценке поступка считается соответствие мотива и реального последствия морального выбора.
Сторонники одной позиции считали, что единственным критерием нравственной ценности поступка являются его реальные социальные результаты. Мотивы поступка трудноуловимы; сами мотивы часто бывают качественно неоднородными; реальная практика постоянно демонстрирует расхождение намерений человека и полученных результатов.
Приверженцы другой позиции отстаивали приоритет нравственных мотивов в оценке поступков и отрицали моральную ценность социально полезных поступков, мотивированных корыстными интересами, расчетом, совершенных случайно и т. п.
Нравственный мотив – последствия полезны (благородные устремления реализуются в общественно значимые и полезные дела поступок гармоничный, заслуживает высокой моральной оценки)
Нравственный мотив – последствия вредны (добрые намерения в силу различных причин приводят к нежелательным, а порой и пагубным последствиям: «хотели, как лучше, получилось, как всегда». Если отрицательные последствия наступили по независимым от человека обстоятельствам, возможна положительная оценка поступка);
Аморальный мотив – последствия полезны (общественно-полезный результат достигается не вследствие моральных побуждений индивида, а вопреки им; субъект может руководствоваться корыстными, эгоистическими мотивами, а его действия оказываются полезными; однако моральная ценность такого поступка все-таки невысокая);
·Аморальный мотив – последствия вредны (отрицательные, общественно вредные и опасные последствия обусловлены нравственно низкими мотивами, безнравственными целями; поступок аморальный, граничащий с преступлением; с этической точки зрения оценивается резко отрицательно).
·В «Словаре по этике» дается следующее определение: «Оценка (моральная) – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка, черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.
Моральная оценка должна носить комплексный характер, т. е. учитывать все компоненты поступка, включая мотивы, намерения и результаты практического воплощения.
Моральная оценка должна быть конкретной, т. е. основанной на анализе условий, в которых был совершен данный поступок. Учет объективных обстоятельств, повлиявших на субъекта поступка, позволят более справедливо установить степень его нравственной вины.
Отдельный поступок должен оцениваться в контексте всей предшествующей нравственной деятельности личности. Важно понять, является ли конкретный поступок типичным для субъекта, вытекающим из его ценностных ориентаций, или нет.
Нравственный конфликт – это очень специфическая ситуация морального выбора.
В практической деятельности целесообразно руководствоваться некоторыми общими принципами разрешения нравственного конфликта, сформулированными в научной литературе. Прежде всего это построение иерархии нравственных ценностей, выделение приоритетных ценностей и моральных требований среди имеющихся альтернатив. Это и применение принципа «наибольшего добра и наименьшего зла», а также соблюдение меры компромисса между сталкивающимися вариантами поведения.