Право – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Закон – это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшими представительными органами государственной власти или народа и, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Право и закон.
Это особенно важно в теории естественного права. Право – категория естественного права. Закон – категория позитивного права. Закон – форма права. Закон может выражать естественные нормы права, тогда закон правовой. В современных условиях закон отождествляется с правом, потому что принципы, как естественного права, так и юридического уважаются и полноценно реализуются.
Право и закон.
Два подхода:
1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. Право = закон; вне закона права нет и быть не может. НО если под правом понимать только норму права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. нормы не существуют.
2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); Право – нормы, есть права, субъективные права. Содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется гос-вом.
«Право созд-ся общ-ом, а закон — г-вом» Должно быть единство правового содержания и правовой формы. Правовое содержание, не возведённое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправовым, если содержанием его становится произвол гос-ой власти (тоталитарное гос-во).
В настоящее время господ-во узконормативного подхода ослабевает, но некототрые ученые его придерживаются.
Гуманистический смысл разграничения: П – критерий качества З, установление того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.
Если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей).
Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.
При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. «возведение его в закон», осуществляется государством.
Формула «Право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют "естественным правом", на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: "Все современные системы права одеты в мундир законодательства".
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - "неправовым законом". (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)
Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует, с точки зрения авторов - сторонников данных суждений, считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Но есть также и законы, которые не отвечают правовым критериям и, следовательно, с правом не совпадают.
Два различных взгляда и подхода.
1. Государство является единственным и исключительным источником права, все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право.
2. Право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону.