Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь. Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.
Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса.
Основными причинами возникновения права были: экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба.
Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, также является выражением воли и интересов общества, оно получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.
Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это является одним из главных принципов характеризующих государство – наличием публичной власти. Право как и государство возникает для необходимости управления в государстве!!!!
Основными признаками права становятся:
· Право выражает волю экономически господствующего класса.
· Право является средством навязывания этой воли всему населению.
· Право направлено на обеспечение классового господства и
поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права.
· Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве.
· Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.
ПРАВО.
Узкое значение:
Право – система юридических норм, которая содержится в законодательстве и иных источниках.
Широкое понятие:
Право – система юридических норм, правовых отношений и правосознания.
Основные теории права:
1.теория естественных прав:
Право имеет естественный характер и определяется природой человека (нравственность, духовность). Основные компоненты:
- Правовые принципы, идеи;
- Права человека определенные природой.
Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем:
- она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;
- благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право;
- она концептуально соединяет право и нравственность.
2.Позитивистская теория права. Возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.
Особенности:
- возможность с ее помощью осуществить стабильный правопорядок;
- детальное изучение догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.
3.Нормативистская теория основана на том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах.
Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить этой схемой:
- Право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах).
- Нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
- Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
- Само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства.
- От норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознание, правовое поведение.
Основные теории возникновения права.
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве
природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.
Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно
вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII–XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания.
Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.
Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая.
Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.