Концепции-1 естеств правовая-ценностные подходы 2-социологи- влиян практики на соц процессы 3-либиский подход к правопоним. Способ- бланкетный – не дается конкретный номер акта применяется когда нам нужно привлечь дополнительную информациюи отсылочный- экономия текс и удобство пользования норм прав инф- способ относится к юр техники.
Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Три основных концепции права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).
Нормативная концепция - право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.
Социологическая концепция права основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.
С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Право в соответствии с данной концепцией - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.
Каждое из правопониманий имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование. Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий. При этом каждое из правопониманий выступает как необходимый противовес другому. Проф. О.Э. Лейст замечает, что «быть может, польза и социальное назначение каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права».
Плюрализм определений права в общем-то объясним. В его основе лежат как гносеологические причины (особенности познания права, связанные с обособлением и приданием большего значения какой-то одной группе свойств и недооценке иных), так и онтологические (многообразие форм проявления права). Право может быть выражено в виде закона, обычных норм, признанных государственной властью, правовых эмоций, представлений, привычек нормативных и индивидуальных решений и др.
3 поддтипа практического правопонимания:
1. Естественно-правовой.
a. Право либо результат действия разумных сил, действий, законов природы. 2 школы: школа естественно-исторического происхождения права (Г.Гроций, Спиноза, Ф.Савиньи), школа естественного права (Пуфендорф, Вольф и др.) – первые говорят: право ни от кого не зависит, оно не связано с государством, автономно, вторые говорят: государство должно признавать это право. Только после этого оно может издавать свои законы.
b. Право – результат Божественного промысла – теологический подход.
2. Этатистский. От слова «этат» – государство. Здесь государство во главе системы, речь идет о позитивном праве, базируется естественно на первичности государства, причём первична власть. Основой является философский позитивизм (основатель О.Конт), который говорит, теория, практика и личный опыт должны сливаться, только тогда можно понять суть проблемы. Дж.Остин – основатель позитивного права. (В России М.И. Бахтин, Матузов).
3. Социологический. Его суть в том, что право – это социальное явление, которое относительно независимо от государства, возникает через взаимодействия людей, на их базе (Э.Дюргейм, Габриэл Тарб со своей логикой социального права, Ломброзо, Б.Кистяковский, Е.Н. Трубецкой, С.А. Муромцев).