В первые два десятилетия XX в. исследователи разных стран, вовлеченных в события Первой мировой войны, уделяли меньше внимания цивилизационным теориям. Однако уже с 1918 г., со времени публикации книги О. Шпенглера «Закат Европы», эта проблема вновь вышла на передний план. Но лишь в одном своем аспекте — теории развития локальных цивилизаций, в исследование которых крупнейший вклад внесли О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Ф. Бродель. Циклично стадиальные теории общеисторического масштаба не представляли в это время большого интереса для ученых, уступив место марксистской формационной школе.
О. Шпенглера (1880—1936) «Закат Европы», опубликовано в 1918 г. Под цивилизацией ученый понимал завершающую стадию в развитии той или иной локальной культуры на закате ее цикла: «Цивилизация — неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение последних и труднейших вопросов исторической морфологии». Однако Шпенглер отрицал существование всемирной истории и полагал, что каждая мировая культура развивается самостоятельно и независимо, проходя свой полный жизненный цикл. Эта позиция нашла выражение в четырех составленных им исторических таблицах одновременных эпох («весна»,«лето», «осень», «зима»), через которые проходят четыре великие культуры (индийская, античная, китайская, западная), эпох искусств(для тех же культур) и политических эпох (для египетской, античной, китайской и западной культур).
Гораздо более основателен вклад в исследование теории локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби (1889—1975), который опубликовал 122 томное исследование по этой проблеме, обобщенное в сводном томе «Постижение истории». К чему сводятся основные положения теории цивилизаций А. Тойнби?
Исследуя структуру человечества последнего тысячелетия, Тойнби обнаружил пять живых цивилизаций:
- западное общество, объединяемое западным христианством;
- православноохристианское, или византийское, общество, расположенное в ЮгооВосточной Европе и России;
- исламское общество — от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены;
- индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии;
- дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районе ЮгооВосточной Азии.
Цивилизации постоянно развиваются, они «представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа» .Каждая из них проходит в своем развитии несколько фаз — возникновения (генезиса), роста, надлома и распада.
Параллельно с Тойнби исследованием теории цивилизаций занялся крупнейший макросоциолог XX в. П. Сорокин (1889—1968). Предпринятое им в 1937—1941 гг. издание фундаментального четырехтомного труда «Социальная и культурная динамика» . Он обосновал периодическую смену социокультурных строев (систем культуры) — идеационального (сверхчувственного), чувственного, идеалистического (позднее названного интегральным) и смешанного. По сути дела, речь идет о закономерной смене эпох в динамике глобальной цивилизации. Основной темой своего исследования Сорокин называет социокультурные флуктуации, то есть процессы, время от времени повторяющиеся в социальной и культурной жизни и в человеческой истории [там же. — С. 80]. Он исследует цикличную траекторию социокультурной динамики во времени и пространстве:
Огромное значение для развития теории и истории цивилизаций имели работы одного из крупнейших историков ХХ в. Ф. Броделя (1902—1985). В двухтомнике «Средиземное море и Средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» он посвятил специальный раздел цивилизациям, сосредоточив внимание на их взаимодействии: «Цивилизации могут быть дружелюбными и щедрыми и вместе с тем замкнутыми и неприветливыми; они обмениваются визитами друг с другом; они миролюбивы и одновременно воинственны; удивительно устойчивые, они также подвижны, непоседливы» .Жизнь цивилизаций немыслима без обмена, без передачи и заимствования».По сути речь идет об истории диалога и взаимодействия локальных цивилизаций. В то же время Бродель настаивает на том, что одна из характерных
черт цивилизаций — их устойчивость: «Несмотря на радикальные перемены, иногда происходящие с цивилизациями, они проявляют удивительное пространственное постоянство» Средиземноморье является ярким образцом взаимодействия культур Востока и Запада: «Первый поворот в пользу Запада произошел при Александре Македонском; эллинизм был первым опытом ”европеизации” Ближнего Востока и Египта, продлившимся вплоть до византийских времен. С падением Римской империи и великими переселениями V века Запад утрачивает античное наследие; его богатства переходят к византийскому и мусульманскому Востоку, который на протяжении веков возвращает их варварскому Западу. Все западное Средневековье насыщено влиянием восточной культуры.