В системе международных отношений современного периода преобладают несколько факторов , которые характеризуют ее переходный характер от биполярной , ряд символов которой хранится в остаточном варианте (структуры управления ООН , ракетно -ядерный паритет США и России) , к новой , такой , что учитывает современное распределение военно - политических , экономических , технологических и культурных потенциалов . США , как единственная сверхдержава , в процессе разработки принципов и условий функционирования системы международных отношений прилагают усилия по выявлению наиболее оптимальной модели , когда ее интересы будут восприняты другими центрами силы , а в более дисбалансному диалоге навязанные как приемлемая последним.
Важной составляющей системы международных отношений , которая формируется , является развитие американо - российского взаимодействия , включающий , как сферу сотрудничества , так и конкуренции. Исторический опыт дает основания считать , что система международных отношений является стабильной и долговременной , когда временно ослабленные государства интегрированы в механизм принятия решений , а не находятся на его периферии или вообще исключены из него .
В этом контексте американская доктринальная позиция относительно постсоветского пространства и России за последние 20 лет претерпела несколько этапов эволюции.
Первый этап можно отнести к концу 80- х - начале 90 - х годов , который вошел в мировую политику , как план Дж. Буша - старшего . Последний американский президент эпохи « холодной войны » был уверен , что необходимо сохранить Советский Союз для того , чтобы удержать существующий стабильный мировой порядок. Когда советскому и американскому руководству стало ясно , что новая российская элита не в состоянии сохранить СССР , данный план был снят с повестки дня.
Второй этап в американской внешней политике в отношении постсоветского пространства и России вошел в политической и исторической наук , как периода « неопределенности » и развивался после развала СССР и до 1997 года. Ему свойственны следующие черты: согласительный политика России , пространственные и эмоционально - комплиментарные обоснование деятельности американской президентской администрации в отношении России , что обусловило первый фактор , продолжение дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве и стран Варшавского договора с последующей интеграцией в западные военно - экономические и политические структуры , разрушение производственных и экономических отраслей социалистической системы через рыночную модернизацию и так далее.
Третий этап начинается после осознания элитами России и США фундаментальных противоречий , вызванных расширением евроатлантические структуры к границам Российской Федерации , очевидным провалом либерального эксперимента в экономике России , который осуществлялся с помощью американских советников и был основанием для предоставления американской финансовой помощи. В этот период в государственный департамент США в качестве государственного секретаря была назначена М. Олбрайт , а министром иностранных дел России Е. Примаков , которые на личном уровне отразили отход от комплементарной политики к артикуляции и защиты интересов своих государств. Россия пытается компенсировать свой западный внешнеполитический провал более открытыми внешнеполитическими связями с Китаем , Ираном и Индией. Именно в этот период начинается вербальное воспроизведение идей новой возможной антиамериканской оси - Россия , Индия , Китай , или при незначительных вариациях , Индия , Иран , Россия или Китай , Россия , Иран .
Четвертый этап , начинается с реализацией ближневосточных планов американской администрации Дж. Буша - младшего с попыткой реализации и закрепления геостратегии однополярного мира , что наблюдается, в Евразии , и которая направлена на создание « демократической дуги сдерживания» , от Восточной Европы через постсоветские « цветные режимы" в Центральной Азии, позволяет одновременно обеспечить ключевое влияние на Центральную и Западную часть Европы , Россию , Китай , Индию и Иран . В этой дуге прослеживается американский глобальный проект влияния на развитие Евразии.
Анализ Концепции внешней политики РФ и Стратегии национальной безопасности до 2020 года позволяет сделать выводы о том, что , конечной целью российской внешней политики в среднесрочном контексте является создание такой системы международных отношений , которая бы максимально была приближена к условиям Венского конгресса , т.е. системы международных отношений XIX века , в которой каждый из центров силы был ответственен за свою сферу влияния с существованием системы взаимных издержек и противовесов .
Однако , основным ограничителем российской экономической и военно - политической активности по ускорению сокращения американского присутствия в регионе , условия создания и сохранения внешних благоприятных факторов для модернизации России. Как справедливо отметил российский исследователь В. Цымбурский : « Российская внешняя политика на этом этапе подчинена достижению двух целей , во-первых , нейтрализация наиболее опасного сценария по окружению русской территории изоляционной дугой ( от Прибалтики до Центральной Азии) и , во-вторых , усиление российского влияния на мировой порядок , создан не Россией и не на нее рассчитан ».
Пятый этап развития российско - американских отношений четко проявился с событий пятидневной российско -грузинской войны в августе 2008 года , когда РФ , четко определила границы допустимости для себя расширения евроатлантических структур на восток.
С приходом новой президентской администрации Б. Обамы в двусторонних американо -российских отношениях выдвигается идея перезагрузки , т.е. приведение в состояние нормализации сферы двусторонних отношений .
По мнению Ф. Фукуямы , после данных событий Вашингтону придется отказаться от выдачи Грузии и Украине новых альянсным обязательств и реализовывать другие формы их поддержки. В то же время , Белому дому придется составить новые и максимально конкретные планы защиты стран , недавно вошедших в НАТО - в частности Польши и стран Балтии.
Для реализации своих интересов на постсоветском пространстве Россия пытается сформировать зону давления на США на пространстве Западного полушарие .
Метод моделирования позволяет сделать вывод , о том , что в краткосрочной перспективе (3-5 лет) российско-американские отношения продолжат тренд на ухудшение , что связано с ростом военно - политических амбиций России и отсутствием «плана отступления» от монополярного мира в США . В практическом аспекте данные противоречия проявляться в следующем.
Во-первых , моральная поддержка по интеграции Украины и Грузии в евроатлантические структуры безопасности со стороны США будет продолжена. К этому кругу проблем добавились различные подходы по решению югоосетинского , абхазского , приднестровского и косовского вопросов.
Во-вторых , в краткосрочной и среднесрочной перспективе усилится конкуренция за контроль над энергоносителями государств на постсоветском пространстве. Главной фигурой в этой конкуренции со стороны США , России и Китая будет Казахстан .
В-третьих , серьезным раздражителем в ближайшие годы будет внешнеполитическая независимость России на международной арене и ее нежелание поддерживать большинство направлений американской политики ( относительно « Большого Ближнего Востока» , Сирии , Ирана , Венесуэлы ) .
В этом контексте США иметь объективные ограничители своей внешней политики в отношении России , которые заключаются в следующем :
1 ) крайне низкий уровень общественной поддержки действий администрации и лично президента Джорджа Буша - младшего. Это стало сигналом для президентской администрации Барака Обамы.
2 ) сокращение эмоциональной общественного напряжения , вызванной событиями 11 сентября 2001 года. С каждым годом американское население демонстрирует все меньшую готовность идти на жертвы ради проведения наступательной внешней политики , направленной на активное реформирование международной системы.
3 ) экономический потенциал США , несмотря на прослеживая тенденции к сокращению и финансовый кризис останется мощным , однако американцы уже выразили свое отношение на президентских выборах в слишком затратной политики однополярного мира .
Исходя из проведенного анализа , можно сделать следующие выводы ..
Во-первых , вследствие комплекса причин ( моральная поддержка по вступлению Украины и Грузии в НАТО , конкуренция за контроль над углеводородными ресурсами Каспия и путями их транспортировки , разногласия по косовской , югоосетинского , абхазском регионам и т.д.) , американо -российские отношения в краткосрочной перспективе продолжат тенденцию ухудшения .
Во-вторых , различные подходы в видении системы международных отношений , формирующейся между Вашингтоном и Кремлем также закладывают потенциал конфликтогености , который более всего , вследствие слабости России , выражаться в конкуренции на постсоветском пространстве. В этом контексте Москва будет пытаться влиять на позицию Вашингтона через симметричные Белому дому подходы в Западном полушарии ( дипломатическую , военно - техническую поддержку Венесуэлы , Кубы и др. . ), Давление на чувствительные вопросы ( от Ирана до Северной Кореи) , стратегию «энергетической анаконды » ослабить американское давление на свою периферию и внутреннюю политику через лимитрофные пространства и так далее.
В-третьих , конечным вопросом, который будет определять роль и место России в системе международных отношений будет степень субъектности государства по основным четырем критериям силы: военном , технологическом , экономическом и культурном. Именно эти факторы геополитической мощи определять также характер и содержание американо -российских отношений .