8.
В течение шестнадцати столетий эволюции вокализм французского языка, развившийся из вокализма классической латыни, претерпел множество изменений, которые привели к важным сдвигам внутри системы гласных. К наиболее существенным последствиям этой эволюции относится появление двух новых серий гласных: трех лабиализованных фонем переднего ряда (ü, ö открытого и ö закрытого) и четырех носовых фонем (ã, ẽ, õ, ö). Именно эти гласные сделали французский язык столь непохожим на другие романские языки.
Первой из лабиализованных фонем среднего ряда появилась гласная ü, развившаяся из латинского u долгого во всех позициях (конец галло-романского – начало старофранцузского периода). Затем как результат стяжения дифтонгов éu и ué появляется гласная ö, которая в конце среднефранцузского периода начинает разделяться на ö открытое иö закрытое. Таким образом, заканчивается формирование подсистемы лабиализованных гласных переднего ряда.
Носовые фонемы появились как результат процессов назализации и деназализации. Зарождение и становление носовых гласных длилось достаточно долго, имели место многочисленные сдвиги внутри самой подсистемы, появлялись как назализованные монофтонги, так и назализованные дифтонги. В конечном итоге из пяти назализованных вариантовфонем (ãn, ẽn, õn, ĩn, ün) в современном французском языке осталось четыре носовые фонемы (ã, ẽ, õ, ö). Орфография до наших дней сохранила следы этой эволюции, например: vent[vã], temps [tã], vin [vẽ], pain [pẽ], brun [brö], parfum [parfö].
Не менее важным для становления системы гласных современного французского языка было появление трех пар фонем, противопоставленных по степени открытости: ẹ/ę, ọ/ǫ, ö/ö. Первоначально (в народной латыни) оппозиция закрытый/открытый гласный возникла как следствие развития долгих и кратких е и о (к которым добавились краткие i и u) классического латинского языка: ē, ĭ>ẹ, ĕ>ę, ō, ŭ>ọ, ŏ>ǫ. Таким образом, на раннем этапе развития оппозиция открытых и закрытых фонем е и о была этимологической.
Эволюция открытых и закрытых гласных o и e часто шла разными путями. Так, например, в ударных открытых слогах они давали разные дифтонги (uó/óu и ié/éi), которые могли затем стянуться в один монофтонг (uó, óu>ö) либо развиться в сочетания полугласный+гласный (ié>je, éi>wa). Гласный о закрытый в целом ряде позиций переходила в гласный u, а затем произношение могло снова вернуться к прежним нормам, например: souris [sori/suri], moulin [molẽ/mulẽ], chose [ʃoz/ʃuz], sanglot [sãglo/sãglu].
Следует отметить, что гласные е и о могли менять свои характеристики по степени открытости и замещать друг друга. В частности, о закрытый заменялся на о открытый в позиции перед носовыми согласными: pọma>pǫmme, sọnare>sǫnner. E и о закрытые в ударном открытом слоге перед мягким носовым n’ открывались: insĭgnia>insẹgne<ensęigne,Bolọnia>Boulǫgne. O открытый удлинялся и закрывался после выпадения из произношения стоящей за ним согласной s: cǫsta>cọ(s)te>côte. То же самое происходило с безударнойгласной е (в том числе и протетической), которая после выпадения s реализуется как закрытая фонема е: spatha>espee>épée, scutu>escu>écu, respondere>répondre. Однако ударная е, вне зависимости от степени закрытости, после выпадения стоящей за ней s удлинялась и открывалась: bestia>bête, fenestra>fenêtre.
Сегодня долгота е открытого (орф. ê, aî), появившаяся после выпадения s, рассматривается как историческая, хотя она и формирует несколько пар слов в качестве смыслоразличительного признака: metr (орф. mettre) и me:tr (орф. maître), bel (орф. bel или belle) и be:l (орф. bêle). Однако в XVI в. оппозиция по долготе играла заметную фонологическую роль, поскольку благодаря ей различались формы мужского и женского рода некоторых существительных, прилагательных и причастий, а также ряд глагольных форм:
‒ ami/ami: (орф. ami, amie),
‒ vre/vre: (орф. vrai, vraie),
‒ eme/eme: (орф. aimé, aimée),
‒ parti/parti: (орф. parti, partie),
‒ krwa/krwa: (орф. croi – изъявительное наклонение, croie –сослагательное наклонение).
Во всех приведенных примерах долгота конечной гласной возникла после выпадения гласной е в конечной позиции. Это наиболее частотный случай фонологической оппозиции по долготе/краткости. Кроме него существовало некоторое количество пар слов, которые различались благодаря долготе гласных, возникшей в результате стяжения дифтонгов, например: mo: (орф. maux) / mo (орф. mots).
В XVI в. начала формироваться зависимость качества звука от качества слога (так называемый «закон позиции»), а именно: в закрытых слогах стали произноситься открытыезвуки (кроме позиции перед «закрывающим» согласным z), в открытых слогах – закрытые, например: débita>dẹbte>dętte. Именно в это время формируется пара ö открытое/ö закрытое. Последняя фонема начинает реализовываться в конце слова после выпадения из произношения следующей за ней согласной, например: je peu(x), il veu(t), но peur, leur, jeune,veuf, veuve.
Несколько особняком стоит факт открывания гласной е до гласной а в позиции перед r, имевший место в XVI–XVII вв. Историки объясняют это явление переходом r зубного(дрожащего) в R увулярное (грассированное). Замена е на а была очень распространена в фамильярной речи: простой народ произносил Piarre вместо Pierre, guarre вместо guerre. Такое произношение преследовалась грамматистами того периода, высмеивалось писателями. Например, у Мольера неграмотные персонажи могли произносить aparçu, libarté, parmission,parsonne. Французские аристократы (особенно женщины), желая противопоставить себя «плебеям», наоборот, стали произносить е вместо а: meri вместо mari, Peris вместо Paris. В литературном языке сохранились следы той и другой тенденции, например: écharpe<echerpe, с одной стороны, и cercuel<sarcueil, hermine<armenie – с другой.
В целом к концу XVI в. в системе гласных сложились все фонологические оппозиции, перешедшие в современный французский язык, за исключением пары а переднее/а заднее, появление которой большинство историков относит к XVII в.
Вокализм
Фонетическая система галло-романской латыни сохраняет все основные характеристики латыни предшествующего периода. Возникшие изменения являются, главным образом, синтагматическими.
1.Самым значительным изменением ударных гласных была их дифтонгизация в открытом слоге: V[ →W
Дифтонгизация затронула гласные е, о, е, о и проходила в два этапа.
Первая дифтонгизация касается открытых гласных е и о; она началась, по-видимому, в 5 – 6 в.в.
ę > ie pede(m) > piet восходящие é
o > uo bove(m) > buof дифтонги i
Вторая дифтонгизация касается закрытых гласных е и о; она относится к концу 6 в.
ẹ > ei habere > aveir нисходящие é
o > ou flores > flours дифтонги i
Данные дифтонги являются спонтанными.
На развитие ударных гласных и их последующую дифтонгизацию могли оказывать влияние соседние звуки, например, палатализованные или носовые согласные. Образующиеся под влиянием других звуков дифтонги называются обусловленными, или комбинаторными.
ę + С палат. → i dece > dis
о + С палат. → ui nocte > nuejt > nuit
C палат. + e → I placere > plaisir
С палат. + a [ → ie caput > chief
2.Ударный а в открытом слоге переходил в е. Качество этого гласного точно не установлено, но, скорее всего, оно было закрытым.
à [→ e amare > amer
bonitatem > bontet
3.Гласный i остается без изменений
venīre > venir
amicum > ami
4.Гласный u во всех положениях, как в ударном, так и в безударном слоге, палатализируется
muru > mür
tu > tü
5.Начиная с галло-романского периода, гласные, как ударные, так и безударные, в открытом или закрытом слоге перед носовыми согласными m и n приобретают носовой тембр. Назализация была регрессивной, т.е. назализовался гласный, предшествовавший носовому согласному. В отличие от современного французского языка гласные были не носовыми, а назализованными: во-первых, соответствующий носовой согласный произносился, во-вторых, гласные были вариантами фонем, но не самостоятельными фонемами. В результате воздействия носовых согласных возникли назализованные монофтонги и дифтонги:
ę [ + C nas. > ien venit > vient
ẹ [ + C nas. > ein plenu > plein
ę ] + C nas. > en dente > dent
ẹ ] + C nas. > en entro > entre
o + C nas. > on bonu > bon
> uen buen
С палат. + а + С наз. > ien cane > chien
Указанная трансформация затронула как открытую, так и закрытую гласные о ( в открытом и закрытом слоге ), т.к. перед носовой согласной о могло быть только закрытым. Краткое о перед носовой согласной давало две формы: ue и о, откуда варианты: buen / bon, huem / hum, hom. Позже вариант без дифтонга вытесняет вариант с дифтонгом.
o [ + C nas. > on donu > don
о ] ombra > ombre
а [ + C nas. > ain amo > aim
pane > pain
i + C nas. > in fine > fin
vinu > vin
u + C nas. > u unu > un
pruna > prune
Безударные гласные
Тенденция к редукции безударных гласных, проявившаяся в народной латыни, становится еще более ярко выраженной в галло-романский период. Исключение составляют гласные в начальной позиции, которые практически не подвергаются изменениям: partire > partir; fermare > fermer; civitate > cite
Однако в ряде случаев зафиксированы изменения в начальной позиции:
a [ > e редуцированное: caballum > cheval; caminum > chemin
o имело тенденцию переходить в u : dolorem > douleur
corona > couronne
ę, ẹ > e nepotem > nepote >neveu
i > e minūtum > menu (маленький)
Конечные гласные
Конечные гласные редуцировались все, кроме а, которое, ослабляясь, переходит в е:
muru > mür muros > mürs cane > chien
rosa > rose
Конечное безударное i, исчезая, способствовало преобразованию предшествующих гласных ẹ и о (романский умляут):
elli > il; presi > pris; totti > tüit
i и u в конечном положении оставались без изменений, если они образовывали дифтонги с предыдущей ударной гласной: portai.
После группы согласных конечный гласный сохраняется в виде редуцированного опорного е:
patrem > pedre entro > entre nostra > nostre
Редукция безударных гласных способствовала сокращению слогов в слове, а редукция конечных послеударных гласных обусловила окситонное ударение во французском языке. Парокситонное ударение существовало еще довольно долго, но ограничивалось лишь словами, оканчивающимися на редуцированное е , т.е. словами типа pedre, rose.