пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Периодизация английского романтизма. «Озерная школа» (Вордсворт, Кольридж, Саути), творчество Дж. Байрона и П.Б. Шелли, творчество Дж. Китса («ода к греческой вазе»).

Развитие романтизма в Англии связано также с историческими условиями развития Европы в первой половине 19 века. Большое влияние на литературу оказала несомненно великая французская революция и война Англии против Наполеона, а также внутренние общественно-политические отношения. Обстановка в стране была крайне неспокойной. В первые послевоенные годы (1815-1816)  происходит падение жизненного уровня народных масс, учащаются экономические кризисы. В Англии происходит подъем демократического движения (1816-20-е гг.), в волнениях широко участвуют фабричные рабочие. В среде интеллигенции многие выступают с критикой капиталистического строя, появляются сочинения социалиста-утописта Р. Оуэна. Конец 20-х начало 30-х гг. также отмечен новым обострением классовой борьбы. Возникают крупные профсоюзные организации рабочих – тред-юнионы, например, великий национальный союз  прядильщиков. Все это влияет и на своеобразие мироощущения писателей. Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение  противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса. В то время как в Германии по преимуществу романтизм был связан с областью философии, этики и эстетики. Идеи и настроения английского романтизма были предвосхищены в поэзии Уильяма Блейка, а также в сентиментализме и предромантизме. Непосредственно романтическое мироощущение в английской литературе представлено различными художниками, которые образуют разные течения в едином русле английского романтизма. Так, поэтами «озерной школы» идеализируется старина, добуржуазные, патриархальные отношения, представлено неприятие современного промышленного общества, воспевается природа, простые, естественные чувства. Другие настроения характерны для творчества Байрона и Шелли. Это настроения борьбы и протеста. Двух поэтов объединяет политический пафос, резкое отрицательное отношение к существующему строю, сочувствие к угнетенным и обездоленным. В поэзии прежде всего Байрона представлено и чувство трагической безысходности, мотивы «мировой скорби». Иным предстает творчество другого английского романтика Вальтера Скотта. Он автор романтических поэм на средневековые сюжеты и основоположник жанра исторического романа в европейской литературе. По-иному оформляются романтические тенденции в творчестве Джона Китса, входившего в группу «лондонских романтиков» (Хант, Лэм и др.). В его поэзии представлена красота мира природы и человека, первоочередное место занимает тема любви. Т.о., английский романтизм также неоднороден по своему составу. В нем оформляются и соседствуют различные эстетические романтические тенденции. В конце 18 – начале 19 веков на северо-западе Англии сложилось идейное и творческое содружество поэтов, которые впоследствии будут названы поэтами «озерной школы» — лейкистами (от англ слова лейк — озеро), т.к. северо-запад Англии считается Озерным краем (Камберленд).  Это такие поэты-романтики, как Уильям Вордсворт, Роберт Саути, Сэмюэль Тейлор Кольридж.  Они отвергли идеалы Просвещения и по существу осуществилив английской поэзии романтическую реформу. Уильям Вордсворт (1770 — 1850) На поэта громадное влияние оказала Великая французская революции, который практически был ее очевидцем, т.к. в 1792 году он уезжает в Париж. Именно в это время рождаются такие произведения, исполненные демократизма и гуманизма, как поэмы «Вина и Скорбь» (1794) , «Разоренная хижина» (1795, трагедия «Пограничные жители» (1796), роман в стихах «Прелюд» и др. Особенно известен стал сборник «Лирические баллады» (1798 год), вызвавший подлинный переворот в литературе той поры. В поэтическую ткань баллад поэт вводит и разговорный язык крестьян северо-запада Англии, по существу производя подлинную реформу в области литературного языка того времени. Вордсворт сделал героями своих баллад простых людей – представителей низших сословий – фермеров, батраков, безработных. Он правдиво рисует разорение миллионов мелких фермеров, показывает страдания бедняков. Однако он верен религиозно-пуританским  догмам. Проповедует учение церкви о непротивлении злу насилием. Это видно в таких балладах, как «Мальчик-идиот», «Цыгане» и др. Эстетические взгляды поэта сыграли историческую роль в становлении романтизма в Британии и США. В то время можно было получить Высшее образование и закончить магистратуру в Англии было очень не просто. Предисловие ко второму издание  «Лирических баллад» (1800 год) традиционно считается манифестом романтизма в Англии. Вордсворт утверждает превосходство Воображения над просветительским Разумом. Доказывает, что Фантазия и Интуиция помогают неизмеримо глубже постичь суть вещей и характеров, чем это может сделать наука, обобщая факты. Вордсворт утверждает, что поэты, это своего рода пророки (учителя), которые несут моральную ответственность за судьбы своих сограждан. Он говорит о моральном усовершенствовании. О мудром невмешательстве в «дела неправедные». Важна мысль поэта о том, что постижение красоты природы приводит к постижению красоты Бога. Т.о., Вордсворт отчасти верен  идеалам средневековых философов. Сельская жизнь мыслится им в слиянии с прекрасной и вечной природой. Вот почему сельские жители могут стать примером первозданных страстей человеческих, оттого поэт и изображает их и сельскую природу в своих произведениях. Сэмюэль  Тейлор Кольридж (1772 — 1834) В студенческие годы поэт также находится под властью сильных впечатлений от французской революции 1789-94 гг. и политических событий в самой Англии. Вместе с Робертом Саути, также поэтом «озерной школы», он собирается уехать в Америку и основать там коммуну равных и свободных тружеников «Пантисократию». В 1793 году Кольридж пишет эклогу «Огонь, Голод и Резня», в которой прославляет демократов своего времени – Пристли, Шеридана, Годвина. В 1795 г. Он выступает с политическими лекциями в Бристоле, пытается разоблачить политику правительства Вильяма Пита-младшего. После 1797 года в сознании поэта происходит разочарование в результатах Французской революции. Он уезжает в Германию, где изучает классическую немецкую философию, знакомится с творчеством немецких романтиков.  Свои мысли Кольридж облекает в поэтическую форму и пишет оду «Уныние», где выражает собственное мироощущение. Кольриджа интересует эстетика средневековья. Он обращается к искусству английских поэтов средних веков, ищет здесь подтверждение своим эстетическим и этическим идеалам. Он также проповедует необходимость учиться у творцов народных баллад, считает, что нужно применять живой, разговорный язык в художественных произведениях. Наиболее известны такие произведения Кольриджа, как баллада «Сказание старого морехода» (1798 год), поэма «Кристабель» (была неокончена, но издана по настоянию Байрона в 1816 году), незавершенная поэма «Кубла-хан» (1816 г.). В этих произведениях довольно отчетливо представлена тема роковой разобщенности людей, неизбывного одиночества личности, ужасающей «Жизни в смерти». Эта тема в разных вариантах пройдет через всю мировую литературу. Роберт Саути (1774 — 1843) В ранний период своего творчества Роберт Саути также вдохновлен великой франц. Революцией. В своих ранних произведениях он обращается к историческим событиям героического характера. Так, в поэме «Уот Тайлер» (1789) основана на событиях Крестьянской войны 1381 года. Поэт обращается к героической личности, создавая, по сути, в литературе один из типов романтического героя. Такова по своему внутреннему характеру и пьеса «Жанна д Арк», где всем известная история французской героини приобретает иное звучание. Поэт осуждает экспансию англичан во времена столетней войны, т.о. разоблачая современную ему политику Англии в отношении наполеоновской Франции. Саути так же, как и Кольридж, обращается к средневековью, его истории и литературе. Многие его произведения написаны на средневековые или восточно-романтические темы – «Талаба-разрушитель» (1801), «Проклятие Кегамы» (1810), «Родерик, последний из готов» (1814). Немало в произведениях Саути и мифологической фантастики: им используются образы ведьм, чертей, русалок. Саути становится придворным поэтом-лауреатом, за что был не раз осуждаем. Так, Байрон и Шелли иронизируют над его поэзией: «Столько сонной скуки было в его стихах и прозе»,- писал Шелли. В 1809 году поэтов «озерной школы» раскритиковал Байрон в своей статье «Английские барды и шотландские обозреватели». Он осуждал Саути и называл его ренегатом. Саути он высмеивает за лакейское угодничество перед королевской семьей, считает его продажным реакционным писакой. Однако мы не будем выносить приговор поэтам «озерной школы», т.к. они внесли немалый вклад в английскую поэзию и мировое сознание.

«Ода к греческой вазе» (англ. Ode on a Grecian Urn) — стихотворение английского поэта-романтика Джона Китса, написанное в мае 1819 года и опубликованное в январе 1820 года. Входит в группу «великих од 1819 года» вместе с «Одой к лени», «Одой к меланхолии», «Одой к соловью» и «Одой к Психее». Китс нашёл более ранее формы поэзии неудовлетворительными, и собрание представлял собой новую разработку одической формы. На написание стихотворения его вдохновили две статьи английского художника-писателя Бенджамина Хейдона. Китс знал и о других работах по классическому греческому искусству и сам видел мраморы Элгина. Всё это укрепило его в убеждении, лежащем в основе стихотворения, что классическое греческое искусство было идеалистическим и отражало греческие добродетели.

Разделенная на пять строф из десяти строк, ода содержит размышление рассказчика о ряде рисунков на греческой вазе. Автор сосредоточивается на двух сценах: в одной любовник вечно гонится за любимой, не настигая её, и в другой сельские жители собираются совершить жертвоприношение. В последних строках стихотворения заявляется, что «'beauty is truth, truth beauty,' – that is all / Ye know on earth, and all ye need to know"» («Красота есть правда, правда — красота», это всё, что вы знаете на земле и всё, что вам надо знать). Литературоведы спорили, увеличивают ли или уменьшают эти строки общую красоту стихотворения. Критики также интересовались другими аспектами стихотворения, в том числе ролью рассказчика, вдохновляющими качествами предметов реального мира и парадоксальной связью между миром стихотворения и реальностью.

«Ода к греческой вазе» не была хорошо принята современными критиками, и её стали хвалить только в середине XIX века. В настоящее время считается одной из величайших од на английском языке[1]. Ещё продолжаются дебаты об итоговом заявлении стихотворения, но большинство критиков XX века были согласны в вопросе красоты произведения, несмотря на различные предполагаемые недостатки.

Шелли

Сотворение идеального мира романтизмом

Первые тридцать лет девятнадцатого века отмечены творчеством поэтов, возрождавшими романтизм. Так отмечают учебники, хотя сами поэты могли этого и не понимать. Их творчество сильно отличалось от творчества их предшественников. Интерес к природе, например, не был умозрительным любованием, а был интересом к идеальному явлению, информационно и духовно влияющим на жизнь.

Термин происходит от слова «роман» («романами» в XVII в. называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от неё романских языках: французском, итальянском и др., а позже так называлось всё таинственное и чудесное). Романтизм XIX в. во многом противоположен классицизму, предыдущей эпохи и нормам академического искусства. Для романтизма характерно обострённое внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале – не случайно символом романтизма стал «голубой цветок», поискам которого посвящает жизнь один из героев Новалиса. Романтик любит и порой идеализирует далёкое средневековье, «первозданную природу», в мощных, исключительных проявлениях которой он видит отражение обуревающих его сильных и противоречивых чувств. Для романтизма характерно убеждение, что не логика и знание, а интуиция и воображение открывают тайны жизни.

Привлекательные черты романтизма имеют и обратную сторону. Художник превращается в существо высшего порядка, которого «обычные» люди не могут понять и оценить («гений и толпа», «поэт и чернь» и т.п.). Порыв к идеалу, порой иллюзорному или недостижимому, оборачивается неприятием повседневной жизни, этому идеалу не отвечающий. Отсюда – так называемая «романтическая ирония» по отношению к устоявшейся действительности, которую обыватель принимает всерьёз. Отсюда и внутренняя раздвоенность романтика, вынужденного жить в двух несовместимых мирах идеала и реальности, преходящая порой в протест не только против костной действительности, но и против божественного миропорядка.

Творчество Байрона

В годы перед эмиграцией, кроме восточных поэм,Байрон создает много стихов – как полных гражданского пафоса, так и лирических. Во всех его стихах переданы тончайшие движения душевного состояния поэта. В некоторых из них ощутимый сумм объясняется общественной обстановкой в Англии и обстоятельствами личной жизни Байрона.

Всего лирику поэта можно разделить на несколько тематических групп, самая из них – героико-бунтарская поэзия. Ведущими мотивами здесь «мировая скорбь» и одиночество, мятежный дух и несгибаемость в жизненных битвах. Именно в стихах этого типа определяется так называемый «байронический» тип героя – одинокий, свободолюбивый бунтарь с впечатлительной душой.

В стихотворении «Прометей» (1816 г.) Байрон превозносит идеал героической личности, которая способна бросить вызов несправедливостям мира. В образе Прометея Байрон выделяет такие качества, как несгибаемая мужество и свободолюбие, гордый дух неповиновения, твердая воля, сочувствие к судьбе ближнего, а главное – неприятие деспотизма и тирании. Поэт воспевает подвиг того, кто «человечеству осветил дороги». Героизм трагического образа титана в том, что дух бунтарства способен преодолеть саму смерть.

Образ Прометея имеет и автобиографическое значение. Сам Байрон всегда хотел видеть себя «человеком с мраморным сердцем».

Отдельно следует отметить цикл стихотворений («Ода Наполеону», «Ода с французского», «Прощание Наполеона»), посвященных известному императору Франции, стал кумиром для многих молодых людей того времени. По моему мнению, очень показательно для Байрона было то, что поэт в своем творчестве обратился к этому образу уже после поражения Бонапарта.

И в «Паломничество Чайльд Гарольда», и в других произведениях поэт всегда был на стороне народов, которые отстаивали свою свободу в борьбе с наполеоновским войском. Но побежденный Бонапарт вызвал у поэта сочувствия, ведь он стал символом позитивных перемен, которые принесла с собой Великая французская революция.Итак, образ бывшего императора, на мой взгляд, олицетворяет трагедию несовершенное большого дела и одновременно является как бы предчувствием неотвратимых изменений, в которые Байрон верил.

Если говорить о лирические стихи Байрона, то они зачастую построены как горячие монологи. Художник ярко изображает внутренний мир лирического героя, стремится исследовать потаенные уголки его души, его чувства. Именно же мы по характеру есть много стихов из цикла «Еврейские мелодии», построенного по ветхозаветными мотивами. Одним из ярких образцов обращение Байрона к мотивам «мировой скорби» является стихотворение «Мой дух как ночь …».

Опираясь на библейский сюжет об изгнании из людинизлого духа, поэт предлагает свою, чисто романтическое решения конфликта. Его героями становятся жестокий мир и человеческая душа страдает от его образ. В Байрона демону скорби уподобляется сама душа человеческая, истощенная унынием и разочарованием:

Молю тебя, заплакать дай,

Потому распадется сердце из мук,

Оно в себе терпит давно,

Уже в нем доверху тяжелым образ;

Как не поможет пение, оно

От мук страшных порвется сразу.

Оба мотивы – «мировой скорби», и прометеевской духа неповиновения – стали основными в творчестве Байрона. Они продолжаются в его известной поэме «Паломничество Чайльд Гарольда».

Произведение написано в форме лирического дорожного дневника. Много эпизодов (особенно в первых песнях) является автобиографическими. Однако Чайльд Гарольд – не портрет автора, а обобщенный романтический персонаж.

Герой поэмы – молодой аристократ, глубоко разочарован в обществе, от которого уходит в другие края. Чайльд Гарольд охвачен мировой скорбью, как следует истинному романтику. Однако причины его одиночества довольно нечеткие и слишком общие:

Не жаль прошлого мне,

И море не страшит.

Нет у родной стороне

За кем тоскует.

Один! Один! Кругом вода,

Вода без края и границ …

Никто меня там не упомянуто,

И я – никого тоже.

Герой Байрона не стремится примирения с обществом, однако он и не собирается искать пути для его преобразования. Интересно, что поэт, который благосклонно воспринимает романтическое одиночество своего героя как протест против норм и правил, совсем не признает безразличия Гарольда к окружающей жизни.

Мне кажется, именно поэтому поэт часто сам через лирического героя выражает мнения по поводу каких-то событий или явлений, образует в поэме своеобразную двоголосся – автора и героя.

Центральной темой поэмы является национально-освободительная борьба европейских народов. Наверное, именно поэтому Чайльд Гарольд не является участником описываемых событий, ведь настоящим героем первых песен поэмы является порабощенные народы Испании, Греции, Албании. Он лишь наблюдает за их борьбой, но наблюдает внимательно и пристально.

А также вместе с автором увлекается героическим испанским народом и рассуждает о великом прошлом когда-то непреодолимой, а сейчас униженной колыбели европейской культуры – Греции. Вместе с автором герой задумывается над причудами истории, пытается понять причины упадка некогда великих держав.

Рассказ о различных странах (Бельгии, Швейцарии, Португалии, Италии), полную горечи и одновременно восхищение, автор завершает описанием бескрайнего моря, которое является свидетелем бесконечного движения жизни.

Творчество Байрона была важнейшим этапом в истории европейской культуры.Сочетание в его поэзии скорби и иронии, свободолюбия и разочарования в жизни, воспевание свободной природы и естественных чувств – все это очень глубоко повлияло на развитие западной литературы того времени.


20.05.2014; 20:55
хиты: 3704
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь