Цвет является важнейшим средством завершения композиции, способным создать логику и эстетическую выразительность формы предмета. С помощью цвета обогащаются весь композиционный строй предмета, его ритмическая, пропорциональная и масштабная структура, объемно-пространственное строение. Цвет способен усилить пластическую выразительность и тектоническую ясность предметов.
Окружающий нас мир предстает перед человеком в безграничном разнообразии цвета. Извечно любуясь красками природы, человек наслаждается игрой цвета, гармонией его сочетаний. В своей практической деятельности он осуществляет постоянный поиск красок с целью их использования в создании колорита изделий второй природы.
Во всей системе органов чувств человека доминирующее положение занимает зрение. Установлено, что на органы зрения приходится до 90 % получаемой информации. Система зрения, восприятие света и цвета существенным образом влияют на функционирование других органов чувств и психическую деятельность человека. Способность воспринимать цвет является величайшей ценностью человеческого зрения.
Как известно, весь предметный мир мы воспринимаем с помощью света. Зрительно воспринимаемый свет выступает как основа того цветового климата, который дает нам зрение. Свет представляет электромагнитные колебания. Видимая часть спектра имеет волны длиной от 380 до 760 нм. Свет, действуя на глаз, вызывает раздражение сетчатки, которое передается в зрительные нервы, а затем в мозг, вызывает ощущение света.
Цвет - это свойство тел вызывать те или иные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого, поглощаемого и пропускаемого света. Наличие только отражаемого и поглощаемого света дает непрозрачные предметы.
Высокая степень пропускания световых волн обусловливает прозрачность тел. Невысокая степень пропускания света характерна для полупрозрачных, просвечивающихся предметов.
В зависимости от характера отражения и поглощения, пропускания волн света, цвета подразделяются на ахроматические и хроматические.
Ахроматические (черно-белые) цвета свойственны поверхностям, отражающим падающий свет равномерно по длине волны. Их называют сложными, поскольку все волны видимого спектра отражаются неизбирательно. Гамма ахроматического цвета от белого до черного образует обширный непрерывный ряд, в котором цвета отличаются по параметру светлоты в соответствии с коэффициентом отражения. Максимум отражения обусловливает белый цвет. Минимуму отражения соответствует черный цвет. Между ними находится обширный ряд серых цветов. Серая шкала может быть представлена рядом эталонов от самого белого до самого черного. Полированное серебро отражает 91% падающего света, чистый снег — 85 %, белая бумага — 75 %, асфальт — 8—12 %. Белыми принято считать тела, отражающие более 60 % падающего света, черными — менее 10 %. В практике используется шкала, включающая 24 ахроматических цвета. Графически ахроматическому цвету соответствует прямая линия.
Хроматические цвета воспринимаются при избирательном отражении и поглощении света по длине волны. Определенные по длине волны, избирательно отражаясь, вызывают характерные цветовые ощущения. Цветовой спектр представляет собой ряд цветов, непрерывно изменяющихся через множество промежуточных оттенков (от красного до фиолетового). Соседние волны сравнительно ограниченно влияют на восприятие цвета, что и обусловливает постепенное его изменение. Цвета в спектре расположены последовательно по длине волны.
Образованием между крайними смежными цветами — красным и фиолетовым — пурпурного цвета достигается расположение цветов в виде замкнутой кривой, дающей круг.
Хроматические цвета в чувственном восприятии характеризуются тремя параметрами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Цветовой тон — это важнейший показатель цветности, который определяется длиной волны преимущественного отражения света. Соответствующий цветовой тон определяет названия цветов, которые сложились исторически.
Насыщенность — свойство, выражающее степень соответствия воспринимаемого цвета цвету спектра. Она характеризует степень монохроматичности, выраженную в данном цветовом тоне. Чем больше насыщенность, тем яснее и чище выражен цветовой тон. Самыми насыщенными цветами являются семь основных цветов и пурпуровый. Их называют чистыми, интенсивными. В практике состав отраженных волн по их длине характеризуется большим многообразием и монохромотическое отражение можно рассматривать как частный случай. В составе отраженного света может присутствовать широкий диапазон волн. Примеси волн различной длины или всего видимого спектра приводят к снижению насыщенности, вплоть до серого цвета с цветовым оттенком. Различают цвета со сниженной насыщенностью при добавлении белого цвета, так называемые разделенные (розовый, сиреневый и др.). Цвета при добавлении черного цвета также теряют насыщенность, становятся затемненными (темно-синий, темно-зеленый и др.).
Светлота — свойство цвета, выражающее ощущение его яркости, определяемое степенью отражения падающего света. Каждый цвет обладает определенной светлотой. В спектре самым светлым является желтый, оранжевый светлее красного, синий темнее голубого и т.д. Графически хроматические цвета характеризуются кривой отражения.
Хроматические цвета характеризуются большим разнообразием. В самом спектре люди способны различать в пределах 150 цветов и дополнительно 20 пурпуровых.
С учетом насыщенности и светлоты разнообразие цветов существенно возрастает. Достаточно сказать, что существуют цветовые атласы, включающие 3500 цветов. Обычно цвета распределяют по гаммам. Многообразие практического использования цветов достигается путем их смешения.
Различают два способа смешения цветов:
- аддитивный, или слагательный, оптический способ, который характеризуется одновременным восприятием в нашем глазу отраженных волн соответствующих цветов путем их слияния в один суммарный цвет. Одним из примеров такого смешения может служить вращающийся диск с цветными секторами со скоростью более 2000 оборотов в минуту.
- пространственное смешение,
когда полосы цветных линий воспринимаются как результирующий цвет. Слагательным такое смешение называется потому, что волны отраженных цветов воспринимаются как сумма одновременного восприятия. Особенности аддитивного смешения характеризуются рядом закономерностей. Одна из них состоит в том, что для каждого промежуточного цвета может быть найден другой хроматический цвет, который при оптическом смешении с ним в определенной пропорции дает ахроматический цвет. Такие цвета называются дополнительными и в цветовом круге они расположены диаметрально противоположно.
Другая закономерность характерна тем, что при смешении соседних цветов получают цвета промежуточные между смешиваемыми. Так, смешение красного и желтого дает оранжевый цвет. При смешении других цветов они дают менее насыщенные хроматические цвета, и чем дальше они расположены в цветовом круге, тем менее насыщенные цвета получают при смешении.
Следующая закономерность оптического смешения выражена в том, что при смешении трех основных цветов (красного, зеленого и синего) можно получить все цвета как хроматические, так и ахроматические. Эта закономерность и лежит в основе трехкомпонентной теории цветового зрения, согласно которой W наши глаза имеют три независимых светочувствительных рецептора, реагирующих соответственно на красный, зеленый и синий цвета. Комбинация возбуждения рецепторов и вызывает соответствующее цветовое ощущение. Именно эта теория используется в цветной фотографии, телевидении и других областях использования цвета.
Механическое смешение (субъективное или вычитательное) проявляется при смешивании красок или наложении тонким прозрачным слоем (лессировка) одной краски на другую. Это смешение называется вычитательным согласно избирательному поглощению и вычитанию определенных длин волн. Каждая краска характеризуется поглощением и отражением определенных волн. Например, желтая краска характеризуется повышенным поглощением волн короткой части спектра, синяя имеет высокую степень поглощения волн длинной части спектра. При смешивании желтой и синей красок оказываются в наименьшей степени поглощенными длины волн средней части спектра, отражение которых дает зеленый цвет.
Таким образом, при механическом смешении результирующим цветом является цвет, волны которого при смеси оказались наименее поглощенными и характеризуются высокой степенью отражения. В практике крашения, зная спектры поглощения тех или иных красок, осуществляется подбор в определенной пропорции красок с целью получения желаемого цвета. Соответственно используются нерастворимые красящие вещества — пигменты и растворимые — красители.
При механическом смешении цветов основными являются красный, желтый и голубой. Их смешением достигается многообразие хроматических цветов, используемых в практике колористического оформления товаров.