В числе средств композиции важное значение имеет выражение сходства и различия отдельных элементов и деталей. Контраст и нюанс в композиции выражают степень сходства или различия между собой отдельных элементов формы изделий по однородным характеристикам. Выявление этого происходит при чувственном сопоставлении элементов по определенным свойствам: геометрической форме, размерам, пропорциям, ритмическому строению, объему, массе, поверхности, фактуре материала и т.д.
Контраст характеризуется ярко выраженным различием сопоставимых, однородных элементов формы в том или ином соотношении.
Нюанс - это отношение однородных элементов формы, незначительно отличающихся друг от друга.
Контраст и нюанс выражают как бы борьбу разных начал в композиции - единства и противоположности, используемых в руках дизайнера для достижения выразительности формы. При этом в композиции широко применима градация от активного контрастирующего начала до детального уточнения единства характера элементов формы.
Особенности композиции, построенной на контрасте, проявляются в активности ее визуального воздействия, поскольку контрастные отношения раскрываются за счет ярко выраженной индивидуальности деталей и элементов. Противопоставление ярко выраженных различий в элементах делают форму заметной, выделяя ее среди других предметов. Использование контраста в композиции имеет много особенностей. В ряде случаев использование контраста обусловлено конструктивными решениями во взаимосвязи с функцией. В других случаях контраст привлекается в поисках выразительности и индивидуальности предмета и служит как вспомогательное средство.
По-разному используется контраст в различных изделиях. При этом следует учитывать, что контраст имеет как сильные, так и слабые стороны. Контраст сообщает форме выразительность, броскость, запоминаемость. Он четко выделяет отдельные детали и элементы. Однако при резком, жестком контрасте возникает опасность чрезмерной индивидуальности элементов и утраты композиционного единства. Особенно это может проявляться в крупных деталях, когда каждая из них выглядит сама по себе. Поэтому в каждом конкретном случае важно найти определенную степень, меру контраста, при которой достигается выразительность и не нарушается композиционная целостность.
В отличие от контрастного решения формы, построенные на нюансных отношениях, воспринимаются спокойнее, они раскрываются постепенно. Вместе с тем они могут отличаться большей степенью единства, отточенности и выразительности. При создании изделий нюанс выражает бесконечно многообразную гамму вариантов тончайших отношений различных материалов, пластики, фактуры, приемов отделки, цвета, пропорций и т.д. В форме предмета может быть использован нюанс как одного свойства, так и двух или нескольких одновременно. Нюанс как средство композиции особенно широко используется при композиционном построении малых форм бытовых изделий. Нюансная практика во многом связана с тектоническими особенностями материалов и технологией их обработки. Особенность нюансных отношений проявляется в том, что они тонкие, порой - едва уловимые. Поэтому при их использовании необходима оценка возможности визуального восприятия. Отдельные незначительные различия, которые поддаются измерению, тем не менее не фиксируются человеческим зрением и не окажут эффекта в композиции.
Нюанс, как и контраст, в композиции требует известной меры. Сходство элементов без глубокой проработки может привести к определенной монотонности, однообразию и отсутствию выразительности.
Практика использования контраста и нюанса убеждает, что наиболее широко применимой оказывается взаимообусловленность этих средств, построенных на внутренней борьбе противопоставлений и тонкости проработки элементов. Контраст в композиции, как правило, вызывает необходимость его дополнения нюансными отношениями.
Нюансное решение само по себе требует оживления формы контрастирующим элементом. Например, интерьер мебели, решенной нюансно, может быть оживлен вазой, контрастирующей с поверхностями мебельных изделий. Также может оказаться выразительной композиция одежды, подчеркнутая контрастно проявляющейся брошью. Взаимообусловленность контраста и нюанса, подчиненная интересам композиции, обеспечивает гармоничность формообразования. При этом создаются композиционные акценты, обеспечивающие эмоциональную выразительность предмета.
Рассмотренные средства композиции имеют свою характерную значимость в зависимости от особенностей сущности предмета. Каждый предмет или группа изделий характеризуются присущими им средствами композиционной выразительности. Целостность и выразительность вещей и их ансамбля достигаются при взаимосвязанном использовании всей совокупности рассмотренных средств. Вместе с тем, хотя рассмотренные композиционные средства и составляют основу художественного формообразования, они не исчерпывают всего арсенала средств композиции, обеспечивающих достижение эстетически выразительной формы. Особую роль в формообразовании играют цвет и его использование в организации формы.