Каждый предмет, выступающий в пространственной среде и во взаимодействии с человеком, рассматривается с позиций соразмерности с ним. "Человек есть мера всех вещей", - эти слова, высеченные на мраморных стенах древнегреческого Дельфийского храма, по сути, выражают сущность масштаба предметного мира.
Представления о масштабности складываются у человека в процессе постоянного использования и взаимодействия с предметами и окружающим миром. Чувство соразмерности формы по отношению к человеку и пространству основывается на предметно-образном восприятии мира, отдельных предметов в их натуральном размере. В реальном представлении воспринимаемый размер сопоставляется с известным сложившимся как некоторая норма или эталон.
Масштаб предмета воспринимается как крупный, если его размеры в целом или отдельных элементов оказываются больше общепринятых размеров аналогичных предметов. Масштаб изделия выглядит мелким, если размеры предмета или его деталей измельчены.
Использование приемов укрупнения или уменьшения масштаба носит относительный характер, тем не менее, широко используется в практике. Так, мебель для оборудования больших по площади помещений требует несколько укрупненного масштаба по сравнению с мебелью небольших жилых помещений. Вместе с тем существуют известные границы изменения размеров изделий и его элементов, за пределами которых нарушается логика строения и разрушается композиционная целостность.
Основой масштабности изделий, непосредственно используемых человеком, являются соизмеримые величины в соответствии с его антропометрическими данными. Например, размеры педалей, кнопок, рукояток управления, сидений, дверцы автомобилей и т.п. определяются вне зависимости от размеров изделий, которым они принадлежат, так как они неизменны. Такие элементы носят название указателей масштаба.
В практике достижения соразмерности изделий с человеком используется система "Модулор" архитектора Ле Корбюзье, который сделал попытку связать размеры зданий, оборудования, предметов быта с размерами человека и установить соответствующую их соразмерность. Идея системы состоит в определении гармонического ряда чисел, с помощью которого можно гармонизировать предметную и архитектурную среду.
Определенное влияние на восприятие имеет характер членения формы. Степень расчлененности формы может придать объектам большого размера мелкий масштаб, а мелким — крупный. Масштабность изделий тесно взаимосвязана с функциональными требованиями. Соразмерно найденный масштаб предмета информирует о габаритном соответствии предмета человеку и окружающему пространству по его величине и форме, придает изделию образную выразительность.