Симметрия выступает как один из универсальных законов строения природы, предметов материального мира, наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции.
Одинаковое расположение равных элементов по отношению к центральной линии, плоскости или точке называют симметрией. Отсутствие равенства в расположении элементов в пространстве проявляется как асимметрия. Общие закономерности симметрии и асимметрии природного мира наглядно демонстрируют организацию строения. Этим закономерностям подчинено строение многообразных микро-, макро- и мега-форм. Осваивая природу, человек уяснил значимость симметрии и асимметрии в логике строения и существования окружающих предметов. В частности, человек постиг, что симметричная форма — одна из стабильных и прочных в материальном мире. Так, элементы, расположенные без подобия по вертикали, приводят к неустойчивости предмета. Дерево с нарушенной симметрией не имеет устойчивого равновесия и гибнет быстрее, поскольку имеет ограниченную способность противостоять внешним силам природы.
Природа подсказала, что закономерности роста или движения по вертикали подчиняются радиально-лучевой симметрии в виде веера пересекающихся плоскостей.
Горизонтальному или наклонному движению свойственна зеркальная симметрия.
Познав закономерности симметрии природного мира, человек стал сознательно использовать ее в практической деятельности как средство гармоничной организации строения формы. Рассмотрение симметричного расположения элементов композиции предметов предполагает, что симметрия обладает хотя бы одним из специальных признаков симметрии — центром, осью, плоскостью. Основные типы симметрии определяют геометрическое зеркальное или совместимое равенство.
- Одним из распространенных типов является зеркальная симметрия. Воображаемая плоскость делит пространственную структуру изделия пополам. Такая симметрия свойственна одежде, бытовым приборам, многим видам посуды, мебели и т.д.
- Относительно в меньшей степени встречается осевая симметрия. Она характерна для центричных типов изделий, которые могут вращаться, — осветительной арматуры, ряда видов посуды.
- Винтовая симметрия образуется как результат вращательного движения точки или линии вокруг оси с постоянной угловой скоростью и одновременным поступательным перемещением вдоль этой же оси с постоянной скоростью. Винтовая симметрия проявляется в элементах машин, приборов, технических устройств. Симметрия способствует выявлению главного в композиции, объединяя детали и элементы формы.
Многообразное строение предметов показывает определенную относительность симметрии. Например, при симметрии в целом отдельные сучья дерева не имеют абсолютно одинакового расположения, человеческая стопы асимметричны при наличии симметрии между ними, ручка и носик чайника нарушают его осевую симметрию. Отступление от симметрии обусловлено рядом функциональных, а соответственно — конструктивных факторов. Такое отступление не противоречит логике строения и не дезорганизует форму.
Мера проявления асимметрии имеет различный характер. Ее частное проявление может придать изделиям индивидуальность, своеобразие. Например, косая полоска в лифе платья несколько как бы нарушает общую симметрию.
Однако незначительность проявления асимметрии не разрушает его образ, а вносит элемент индивидуальности, оригинальности и своеобразной выразительности. Важно лишь органически увязать асимметричный элемент с остальным объемом и композиционно уравновесить его в форме.
При использовании асимметричной композиции используются свои характерные принципы, так как отдельные элементы лишены общей связующей - оси или плоскости симметрии. Достижение логики строения в такой композиции сложнее и требуется глубокое понимание общего равновесия и соподчиненности элементов. Асимметрия может иметь различное проявление. Асимметричные элементы могут включаться в симметричные по своей основе формы. В ряде композиционных структур асимметричные формы включают местные симметричные элементы. Достижение композиционного единства в асимметричных формах требует поиска меры в выражении элементов, чтобы каждый элемент в целом находил соответствующее место в форме. При этом для достижения единства могут использоваться приемы зрительного уравновешивания по массе, объему, фактуре, цвету и другим свойствам.
Симметрия и асимметрия логически взаимосвязаны с восприятием статичности и динамичности формы. Симметричное расположение элементов всегда подчеркивает равновесие, статичность. И наоборот. Симметрия и асимметрия, дополняя друг друга и выявляя важнейшие закономерности строения, в руках дизайнера становятся важнейшим средством достижения выразительности и красоты формы