Развитие дизайна и утверждение его в практике обусловили формирование общих подходов к проектированию выразительной формы изделий.
При художественном конструировании используются определенные, проверенные практикой жизни, человеческих отношений, некоторые общие закономерности. Они как бы диктуют то общее, что нельзя игнорировать, чему должно подчиняться, из чего следует исходить.
Практика дизайна выработала общие подходы и принципы, руководствуясь которыми, достигается создание формы, соответствующей возможностям современного производства и потребностям общества.
К числу таких важнейших принципов формообразования относятся:
- функционально-потребительский;
- эргономико-психологический;
- комплексно-предметный;
- производственно-технический;
- компьютерно-формообразующий;
- композиционно-образный.
Создание любого предмета преследует цель — удовлетворить человеческие потребности. Следовательно, в первую очередь образование формы в решающей степени предопределяется назначением изделия, его способностью обеспечить человеку полезный эффект.
Каждое проектируемое изделие, реализуясь в потреблении, не выступает изолированно как выставочный или музейный образец. В реальней жизни вещи образуют комплекс, определенную систему, поскольку призваны удовлетворять сложную и многогранную систему потребностей человека. Каждая конкретная вещь, удовлетворяя определенную частную потребность, совершенна сама по себе, может оказаться монументальной и не вписываться в предметное окружение. Поэтому дизайнер не может абстрагироваться от той среды, в которой выступает проектируемое изделие. Каждая вещь выступает как определенный элемент среды и вступает во взаимодействие с другими изделиями.
Принцип комплексного подхода человек использовал с давних пор. Так, создавая лук и стрелу, человек постигал закономерности их совместимости. Оборудуя жилье, люди добивались согласованности форм мебельных изделий между собой и с внутренним пространством помещений. Формировались также комплекты посуды и ряда других изделий. Это единство, однако, было чаще всего проявлением таланта и интуиции отдельных исполнителей, осуществлялось на эмпирическом уровне.
В современных условиях при существенном увеличении количества изделий, образующих вещную бытовую среду, значимость проектирования изделий в комплексе существенно возрастает. Создание бытовых комплексов позволяет использовать научные подходы и формировать удовлетворение не частных потребностей, а по их блокам. При этом создается возможность достигать единства в согласовании вещей как по функциональному, так и художественному решению. Блоки потребностей, а соответственно - комплекты изделий можно классифицировать по их участию в социальных и функциональных процессах. Это могут быть ансамбли одежды, гарнитуры и наборы мебели, посуды, радиоаппаратуры и т.д. При этом в наборы могут входить изделия разного уровня комплектности. Так, комплект для спальни может включать не только мебель, но и дополнительно осветительную арматуру, изделия для оборудования окон, белье и др. Очевидно, что при этом необходимо вариантное решение потребительских комплексов в соответствии с социально-экономическими условиями жизни и типологией потребителей. В этой связи выдвигается необходимость исследований по проблемам научного прогнозирования оптимальных комплексов изделий для оборудования важнейших функциональных жилых зон и бытовых процессов.
Гармоническая согласованность вещей может достигаться различными приемами. Здесь могут использоваться и соответствующие материалы, конструктивные приемы решения формы, и компоновки отдельных элементов, характер обработки и отделки поверхностей, линейных и пространственных границ формы и ее частей, колористического решения и др.
Достижение совершенства в комплексах изделий ставит перед дизайнером задачу оптимального разрешения противоречия между частным и общим. С одной стороны, каждый предмет имеет свою конкретную функцию и должен выразить ее в форме. С другой - вступая во взаимосвязи и взаимодействие с другими предметами, он должен образовывать единство в системе вещей, то есть вещи не должны быть фоном и привлекать внимание своей кричащей индивидуальностью. Очевидно, что логика достигается тогда, когда найдена мера и предмет гармонически согласуется с той средой, в которой он выступает и образует ее часть.
Принцип комплексного подхода к формированию предметной среды неразрывно связан с утверждением новых прогрессивных тенденций, обусловленных развитием всех сторон материальной и духовной жизни людей. Именно это и свойственно выражению новых стилевых направлений, раскрытию творческих поисков в моде. Дизайн создает фундамент долговременной стилевой системы.