Развитие дизайна и утверждение его в практике обусловили формирование общих подходов к проектированию выразительной формы изделий.
При художественном конструировании используются определенные, проверенные практикой жизни, человеческих отношений, некоторые общие закономерности. Они как бы диктуют то общее, что нельзя игнорировать, чему должно подчиняться, из чего следует исходить.
Практика дизайна выработала общие подходы и принципы, руководствуясь которыми, достигается создание формы, соответствующей возможностям современного производства и потребностям общества.
К числу таких важнейших принципов формообразования относятся:
- функционально-потребительский;
- эргономико-психологический;
- комплексно-предметный;
- производственно-технический;
- компьютерно-формообразующий;
- композиционно-образный.
Создание любого предмета преследует цель — удовлетворить человеческие потребности. Следовательно, в первую очередь образование формы в решающей степени предопределяется назначением изделия, его способностью обеспечить человеку полезный эффект.
Функция вещи - центральная и исходная категория художественного формообразования. Она раскрывается триадой понятий - назначение, полезность, ценность.
При рассмотрении потребностей можно выделить их разный характер:
- потребность-состояние
- потребность-стремление
- потребность-установка
Соответственно разный характер потребностей предполагает и своеобразие подходов к проектированию. Очевидно, что особую значимость приобретает ориентация на такие потребности, которые в наименьшей степени удовлетворяются другими имеющимися в обществе средствами. Именно при разработке новых изделий заложены широкие возможности творческого развития дизайна, опережающего и развивающего проектирования. Разработка новой функции в данном случае освобождена от имеющегося наличного вещного воплощения.
Решая форму изделия, необходимо стремиться к тому, чтобы она в максимальной степени отвечала функциональному назначению, рождалась из него, определялась им. Вещь выполняет свое предназначение, если ей придана способность наилучшим образом удовлетворить потребность человека с учетом ее характера, в соответствии с условиями использования. Поэтому начинать проектирование вещи следует с изучения ее утилитарного назначения, рассмотрения функций, выполняемых вещью. При этом важно учесть условия и характер эксплуатации (использования) изделия.
Творческая активность в проектировании дает положительные результаты при использовании новаторского подхода в решении формы изделий. Новаторство проявляется при создании вещей как нового назначения, так и вещей привычных (традиционных), но имеющих новые функциональные особенности, или в качественном улучшении отдельных сторон, свойств, функций вещи.
Новаторство — это стремление заглянуть в завтрашний день, угадать тенденции развития потребностей разных демографических групп и способов их удовлетворения, выявления новых связей между формой и функцией.
Со всей очевидностью важно в конструктивном решении выразить и способность вещи быть устойчивой в потреблении, ее надежность и долговечность. При этом необходимо обеспечить соответствие сроков физического износа и морального старения.
Рассматривая функциональное назначение вещи, следует также в образе выразить ее адресность в соответствии с той многогранной дифференцированностью потребностей, которая свойственна современным особенностям людей. Дизайнеру важно рассматривать все многообразие функциональных процессов, определяющих социально-функциональную целесообразность вещей. А в каждой вещи необходимы выявление и поэтапное рассмотрение всех составляющих функционального процесса на всех стадиях потребления, включая возможные подготовительные операции, установку, наладку, обслуживание, уход и т.д.
Следует учесть, что функции изделий отличаются огромным многообразием.
Особенность учета функционального принципа проявляется в необходимости достижения информационной выразительности формы. Особенности функционального принципа формообразования предполагают необходимость учета места и роли изделия в удовлетворении потребности целесообразности его функции.
Поиск рационального функционального назначения проявляется в проектировании универсальных, полифункциональных изделий. Создание музыкальных центров, комбинированной мебели и инструментов, универсальной посуды и машин выступает как прогрессивное направление в организации производства изделий, при котором их ограниченное количество будет обеспечивать оптимальное удовлетворение потребностей.