Полезность предмета, оказывая огромное влияние на ценность, тем не менее раскрывает лишь часть ценностных особенностей вещи. Совершенство предмета в широчайших взаимосвязях с ним человека не может рассматриваться безотносительно тех естественно-природных особенностей, которые возникает между человеком и предметами с позиций биологического существа самого человека. Такую взаимосвязь мы рассматривали как удобство, эргономическое соответствие.
Человек функционирует в условиях внешней среды. Для нормального функционирования организма в условиях физической среды требуются определенные защитные средства — одежда, жилище. Они создают нормальные условия жизнедеятельности человека в изменяющихся условиях среды, обеспечивая защиту, терморегуляцию, обмен между телом и средой, Поддержание санитарно-гигиенических условий. Особое значение и деятельности имеет обеспечение безопасности взаимодействия с предметами. В частности, отсутствие токсичных веществ, различных поражений человека электрическим, механическим воздействием, высокой и низкой температурой, химической средой.
Взаимодействуя с различными изделиями, приборами, инструментами и т.д. для получения полезного эффекта, необходимо приложить силы и энергию.
При этом активно используются органы чувственного восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние. Это взаимодействие может быть приятным или неприятным для человека. Если вещи созданы с учетом антропологического строения человека, особенностей его физиологии и психики, обеспечивается удобная и рациональная поза при использовании изделий, не допускается концентрация напряжений в отдельных участках тела, создаются условия для оптимального распределения массы тела человека; меньше неприятных ощущений испытывает организм, позднее наступает утомление.
Создание изделий без учета особенностей самого человека, наоборот, вынуждает его приспосабливаться к изделиям, вызывает отрицательные эмоции и негативные последствия.
Главный принцип эргономики состоит в максимальной подгонке изделий к человеку и обеспечении эффективной его деятельности в системе человек — изделие — среда. Только так достигаются условия приятного, удобного, комфортного взаимодействия с вещами.
Как в случае с полезностью, особенности соответствия вещи человеку, характеризующие удобство, воспринимаются как определенные внешние признаки формы. Не может быть вещь прекрасной, если она противоестественна человеку, является неприятной для него. Эстетически совершенной вещь, таким образом, может быть лишь в случае, когда она, кроме полезности, обладает еще одним важнейшим ценностным свойством — соответствовать человеку, быть удобной и приятной для него.
Высокая значимость физиологического соответствия между вещью и человеком вызывала попытки выразить эстетическое через физиологическое восприятие. Физиологическое удовольствие выражает сущность прекрасного, т.е. понимание прекрасного рассматривается как чисто биологическое явление. По принципам этого учения все то, что благотворно воздействует на чувственное восприятие, то прекрасно, и наоборот.
В действительности, рассматривая взаимосвязь приятного и прекрасного, мы вправе отметить их теснейшую близость. В мире нет ничего прекрасного, что бы вызывало неприятное биологическое восприятие. Все прекрасное выступает, как и приятное. Хотя эти категории неразрывны, однако нетождественны. Можно утверждать, что цель искусства состоит не в услаждении чувств, а в отражении ценностей жизни, воспитании человека. Создавая самолет, человек не исходил из приятности полета, так же, как, создавая и средства информации или свадебный наряд. Он прежде всего утверждал свою сущность с целью получения полезного эффекта и утверждения себя как созидателя, творца