Исходным критерием, определяющим сущность эстетического, является ценность. Эстетическое отношение человека к вещам связано со всеми сторонами жизни и деятельности людей.
В числе важнейших свойств, определяющих ценность предмета для человека, мы можем выделить:
- полезность,
- удобство,
- уровень исполнения,
- целесообразность
Каждая вещь в человеческой практике выполняет определенную функцию. Ее способность удовлетворять физическую и духовную потребности и составляет сущность или содержание, определяет ценность предмета. Эта ценность, выступая в образе предмета, представлена его формой.
Форма предмета не существует сама по себе, а выступает как сторона конкретного целого, другой стороной которого является содержание. Отрыв формы от содержания возможен лишь в абстракции, теоретическом анализе ее отдельных сторон.
Форма и содержание соотносятся в процессе восприятия. Именно в форме доступно восприятие тех ценностей, которые и моет содержание. Предшествующая практика позволяет человечеству на основании познаний об окружающем мире воспринимать не только образ предмета, но и непосредственно через него видеть его сущность, определять характер взаимосвязи с содержанием. При этом мы воспринимаем форму, наполненную содержанием.
Содержание, выражая сущность предмета, его общественно ценностные свойства, определяет форму, которая выступает как воплощение и выражение содержания. Поэтому характер формы определяется характером содержания, обусловлен им, обслуживает его. Форма выступает как оформленность содержания, его материальное воплощение.
Форма изделия образуется посредством конструкции. В конструкции достигается выражение формы, переход содержания в форму, достижение их единства. Творчески используя знания, опыт, мастерство в процессе изготовления, человек осуществляет поиск формы, выражающей содержание предмета.
Форма многих изделий находится в интенсивном развитии. Это связано с развитием самой сущности изделий. Содержание многих новых предметов обнаруживает тенденцию к постоянному изменению, что обусловлено развивающейся практикой, научно-техническими достижениями и их использованием в создании изделий.
В чувственном восприятии формы проявляется также различный характер ее взаимосвязи с содержанием. Формы традиционных изделий, хорошо известные человеку, достаточно полно выражают содержание. Вопросы существенно осложняются при восприятии новых форм. Соотношение таких форм с содержанием оказывается затруднительным, поскольку они с позиции сложившихся представлений кажутся необычными, своеобразными, незнакомыми, непонятными. Соответственно затруднительно восприятие их ценности.
Многообразие особенностей использования вещей порождает и разное эстетическое отношение к форме в зависимости от того, как, где, в какой связи и с какими человеческими отношениями связан предмет или явление.
Таким образом, единство формы и содержания рождает совершенство.