Изучение любой науки начинается с выяснения объекта ее исследования и места в познании окружающего мира. Начало эстетического отношения к окружающему миру невозможно датировать не только годом, но и столетием. Его формирование проходило и проходит вместе с развитием цивилизации. Несмотря на многовековую историю развития эстетического отношения к предметам и явлениям, свое название эстетика получила в 1735 г. Термин "эстетика" ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен, назвав этим термином науку о чувственном восприятии человеком окружающего мира. В своем трактате он как вывод определяет, что конечной целью данной науки должно быть познание красоты, являющейся "совершенством чувственного восприятия", а также искусства как высшей формы ее выражения.
Слово "эстетика" — одно из широкоупотребительных в нашей повседневной жизни. Говорят об эстетике быта, эстетике труда, эстетике живописи, эстетике костюма, технической эстетике и т.д. Столь широкая распространенность термина говорит о высокой значимости эстетики в жизни современного человека.
Очевидно, что эстетическое отношение как чувственное восприятие предметов и явлений рассматривается во взаимосвязи с человеческой деятельностью, которая формировала его как особую сущность в процессе труда. Именно труд является основным условием и основной формой жизнедеятельности и утверждения человека. Он существенно изменил биологическую природу, стал источником духовной, в том числе и художественной, деятельности. Появление и формирование эстетических чувств происходят в процессе трудовой деятельности. Производя необходимые предметы, люди формируют условия своего существования, собственную жизнедеятельность, следовательно, и самих себя.
Возникновению эстетического предшествовал длительный период освоения человеком окружающей действительности. На протяжении тысячелетий в смене поколений ценой огромного напряжения человек овладевал тайнами природы. В процессе трудовой деятельности и всей социальной практики он познает и осваивает окружающий мир. Находясь в постоянном контакте с природой и являясь ее частью, человек познает ее особенности, черпает в ней нужные для его жизни сведения и знания. Его взаимосвязи с естественной природой, землей и водой, солнцем и луной, светом и мраком, растениями и животными, теплом и холодом постепенно вырабатывали способность их оценки с позиций значимости для самой жизни.
В процессе взаимодействий человека с предметами и явлениями познается их сущность, они оцениваются с позиций их значимости в жизни человека. Создавая различные изделия, человек осваивает природные материалы, методы и способы их обработки, познает их свойства, находит необходимые конструктивные решения и средства выразительности. Одновременно с изготовлением изделий повышается мастерство человека, развивается способность проявить творчество в процессе производства. При этом человек приобретает ловкость, наблюдательность, способность сделать предметы быстрее и лучше. Гик постепенно и неуклонно развивался человек, его мыслительный аппарат, органы чувств. Их развитие явилось важнейшим условием формирования эстетического восприятия окружающего мира и эстетической деятельности.
Желание сделать предметы быта и труда полезными, удобными, эффективными, совершенными пробудилось у человека и мирных шагов его созидательной деятельности.
Вместе с тем на ранних ступенях своей эволюции человек относился к миру утилитарно-практически, используя природу для удовлетворения своих насущных потребностей. И только многократное повторение процесса использования и создания изделий человек в образах постигал их смысл и значение. Образы предметов, а также явления природы в чувственном восприятии вызывают определенную эмоциональную реакции», становятся небезразличными, вызывают интерес и предпочтения. Они осознаются как полезное или вредное, хорошее или плохое, нужное или ненужное, а стало быть, приносящее добро или зло, ценное для человека, или бесполезное. В этих представлениях отражались самые существенные характеристики предметов и явлений с точки зрения их значения для человека, его жизни.
Ограниченность познаний первобытного человека об окружающем мире, стремление познать невидимые причинные связи и как-то влиять на результаты природных явлений вызвали рождение веры в возможность, употребляя особые средства и особые тайные способы, призвать желаемое. Так родились различные обряды, заклинания, средства магии, с помощью которых человек стремился вызвать то или иное явление — обеспечить удачную охоту, избавление от болезни, выражение силы и могущества, удачную загробную жизнь и т.п. Появляются различные ритуалы, символы, амулеты, талисманы и т.д., в которых человек видел не просто украшения, а волшебные знаки, символы, оберегающие его и покровительствующие ему во всех делах.
Эстетическое отношение зарождалось как сложное, многозначное и многофункциональное общественное явление, в котором синкретически сливались все особенности человеческой жизни. Одновременно с процессом труда особое значение приобретали средства общения, порожденные совместной жизнью и деятельностью. Именно общение выступает как первейшая жизненная потребность, настоятельная необходимость формирующегося духовного мира людей. Общение посредством взаимодействия и единения было необходимо в различных трудовых процессах: поддержании очага, охоте на крупного зверя, обустройстве жилища и т.д. Важное значение в становлении эстетического отношения имело подражание как средство распространения познаний и опыта, игровые моменты как средство выражения определенных умений, религиозно-магические представления. Лишь позже были выделены и своей самостоятельности различные стороны общественных отношений творческой деятельности человека.
Жизненные ситуации ставили пород человеком нее новые и новые требования к созданию орудий труди, предметов потребления, познанию природы и окружающего мири в целом. На этой основе вследствие расширяющейся практики и углубления познания постепенно формировалось осмысление ценности предметов и явлений при чувственном восприятии их формы, рассматриваемых как совершенные, красивые или безобразно. Таким образом, человек различает предметы и явления по их ценности, и у него формируется эстетическое чувство как способность эмоционально воспринимать образы этих предметом и явлений с познанием их сущности. Возникают чувства, отличные от удовлетворения чисто физиологических или утилитарных потребностей. Чувства приобретают новый одухотворенный бескорыстный смысл, эстетические чувства. Человек научился воспринимать, а затем и осмысливать чувственно-конкретные формы предметов своего труда и окружающего природного мира.
По мере того, как познается суть вещей, они начинают говорить с человеком особым языком как полные смысла знаки, ним полы, открывающие человеку нечто важное, касающееся иго собственного бытия, и несут ему впечатления и переживания, связанные с этим бытием — бытием вещей, человеческим бытием, общественным бытием.
В созданных и используемых предметах по-разному могут проявляться особенности пространственного строения формы: фактуры материала, конфигурации и линий, состояния поверхности, организации частей, обработки и отделки, цветового решения и т.п. Помимо утилитарно-практической ценности, в образе предмета человек воспринимает полноту выражения особенностей рода и вида предмета, логичность проявления его внешних признаков, согласованность частей и т.д.
С возникновением эстетического отношения к предмету формируется и желание человека создать его совершенным через стремление к творчеству, развиваются и его эстетические потребности. Для создания совершенных, красивых предметов необходимо было выяснить и усвоить, какие свойства делают их такими, какие законы лежат в основе их создания. Так формируются в его сознании идеальные образы предметов и явлений.
Реализуя в процессе труда свои цели и замыслы, человек на основе приобретенного собственного опыта и опыта общения с другими людьми применяет к сделанным вещам критерий совершенства и испытывает чувство удовольствия не только оттого, что изделия удовлетворяют его материальные потребности, по и оттого, что в этих вещах воплощены его познания, его мастерство, его способность к творчеству.
Эстетические потребности людей становятся одним из духовных стимулов познания и утверждения красоты, постижения ценности предметов и явлений окружающего мира. В ходе исторического развития связь между полезным, добрым, магическим и красивым становилась все более опосредованной. Эстетическая ценность предметов и явлений стала восприниматься как независимая от их практической или магической ценности. Процессу становления эстетического как самостоятельной ценности способствовало установление контактов между племенами и обмен продуктами, ознакомление с обычаями.
С возникновением эстетического восприятия окружающего мира в процессе трудовой деятельности происходит развитие сущностных сил самого человека, он формируется не только физически, но и духовно. Воспринимая зафиксированные в созданных предметах плоды упорства, творчества и созидательных сил своих предшественников, следующие поколения создают более совершенное предметное окружение.
Образовавшаяся способность человека эстетически относиться к окружающему миру вызвала потребность как-то выразить и закрепить эти отношения. Так в процессе исторического развития сложилась особая форма общественного сознания — искусство, которое фиксирует, развивает и воспитывает эстетическое отношение человека к действительности. В нем наиболее ярко и всесторонне раскрывается эстетическое отношение к окружающему миру. Искусство служит не только средством познания, но и средством преобразования действительности. В произведениях искусства человек выражает не только свое понимание мира, но и свое отношение к нему. Подводя итог сказанному, можно определить, что природа и сущность эстетического с его многообразием в окружающем мире, принципы и закономерности отношения человека к ценностям при чувственном восприятии предметом и явлений окружающего мира, искусства выступают как основные положения предмета эстетики. Сама эстетика — наука о сущности чувственно-воспринимаемых общечеловеческих, ценностей, их созидании, восприятии, оценке и освоении. Они выражают систему эстетических взглядов общества на весь облик материальной и духовной деятельности людей.