Система государственного призрения в XIV— XVII веках была направлена на регламентацию отношений в период голода и эпидемий, формирование системы попечения лиц, состоявших на службе государства. В этот период продолжаются развиваться мероприятия, направленные на выкуп из плена населения, под государственный контроль берется система нищепитательства.
Как и в предшествующие столетия, проблема выживания во время голода в период оформления Московского царства стоит не менее остро. Суровые климатические условия определили характер землепользования как рисковый, с большой вероятностью потери урожая. Наиболее характерные проблемы были связаны с неожиданными морозами и засухой. Так в 1485 году снег уничтожает молодые весенние всходы, такая же ситуация в 1512, 1515, 1525, 1535, 1553, 1557, 1561, 1570 годы. Голод во многих землях русского государства, «бысть глад во всю русскую землю и много людей помроша». В 1589—1590 годах летняя засуха усугубляется ранней зимой «студена и снеги паче меры», в результате чего гибнет урожай, голод охватывает многие города и села.
Однако можно наблюдать, что постепенно проблемы населения в период голода становятся заботой власти. Институционализация учреждений, вызванных голодом, происходит, возможно, в период правления Ивана III, когда начинают организовываться житные дворы. Житные дворы открывались в городах и предназначались для запаса хлеба на период неурожая. Хлеб заготавливали так, чтобы его хватало на три года, с учетом того чтобы в год продавать одну треть, а на место проданного вновь столько же закупать в деревнях. При Борисе Годунове хлеб заготавливают из расчета четырех лет. Житные дворы входили в состав Житного приказа, а позднее, в XVII столетии в соединении со Стрелецким приказом реорганизованы в провиантскую канцелярию.
Однако масштабы бедствия в период голода были столь существенны, что одними житными дворами невозможно было решить данную проблему. Как свидетельствуют источники в 1601 — 1602 годах, в Москву, спасаясь от голода, со всех русских земель шел народ, за два года и четыре месяца от голода в Москве умерли около 127 тысяч человек. Вот почему эта проблема была в центре внимания как властей, а также и законодательно она была закреплена на помещиках, Церкви.
Так, власти в период правления Бориса Годунова в 1601 — 1602 годах разворачивают общественное строительство, с целью предоставления средств нуждающимся. В 1600 году в Кремле достраивается колокольня Ивана Великого с целью предоставления пособия жителям Москвы во время голода. С этой целью возводятся сооружения в других городах, которые охвачены голодом: Белгороде, Осколе, Томске. В этом же году Царь Борис Федорович Годунов, во время голода, организует в Кремле строительство каменной палаты, «чтобы людям питатися». С целью предотвращения спекуляции хлебом в 1601 году выходит указ об установлении твердой цены на хлеб и о борьбе со скупщиками хлеба. В 1603 году выходит указ, согласно которому разрешалось во время голода уходить «холопам» от феодала за пропитанием без оформления «отпуска на волю», это решение подтверждалось и Соборным уложением от 1649 года. В «жилецкие записи», долговых документах, разрешалось оформлять денежный долг в счет будущих отработок и откупов. По сути дела, появляется кредитная система, позволяющая в период массового голода физически и экономически выживать работному люду.
Со второй половины XVII века в период голода подключаются не только органы верховной власти, но и территориальные власти. В 1662 году выходит указ о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В указе определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода, в частности предписывалось: а) митрополитам и власти, чтобы те обеспечивали продажу хлеба из своих запасов; б) чтобы местная власть продавала из житницы хлеб по твердой цене, а не спекулятивной; в) в том случае, если «купить хлеб будет нечем», тем под поручительство раздавать хлеб в долг, «чтобы божиим и нашим людям от хлебныя дорогови гладом не помереть».
В 1663 году выходит указ, где обязательное кормление холопов в период голода было установлено боярам. В случае нарушения указа, предписывалось: «государь повелел кликать бирючам по рынкам и торгам, что если бояре откажуться кормить своих холопей в голодное время, то они лишатся холопей, которые получат свободу».
Государственные мероприятия против эпидемий, морового поветрия, так же имеют место в данный период. Наиболее распространенной формой борьбы с этим явлением явились заставы, которые организовывали власти на местах. В 1572 году мор (чума) охватил Новгород и Псков. Властями «велено», чтобы в городе не погребали, а вывозили мертвых за черту города. Были поставлены заставы, дворы, где появлялась чума, «запирали с людьми», а «кормили тех людей улицей». Эти мероприятия позволили к осени справиться с эпидемией. Те же мероприятия были осуществлены в 1592 году в г. Ржеве.
Не менее строгие меры принимались против морового поветрия на скот. В 1640 году выходит указ о мерах против распространения морового поветрия на скот. В указе определены меры против распространения морового поветрия и ответственности лиц, продающих мясо зараженных животных. К тем было принято решение применять меры «бить кнутами безо всякой пощады». Определены чиновники со стороны власти, которые должны были вести надзор за исполнением указа; подьячие, решеточные приказчики, бирючи.
В 1654— 1655 годах центральную часть Российского государства охватил мор. В г. Переяславле умерло 3627 человек, осталось 939; в Суздале умирает 1177 человек; в Угличе умирает 319 человек при населении 619 человек. В эти же годы выходят санитарные грамоты, которые регламентируют действие властей в локализации эпидемий. В грамоте от 1654 года говорится, что для недопущения распространения «мора», необходимо было «мертвых хоронить», дворы обмывать, и у дверей зараженных дворов поставить «крепкие сторожы». В грамоте о санитарных мероприятиях от 1657 года указаны меры по ликвидации распространения «морового поветрия». Предлагается места «заморные» «засечь лесом», т.е. окружить лесной полосой. Поставить заставы, где несли бы службу «отставные дворяне», «служилые люди», «сколько пригожие», их численность определялась масштабами заражения. Основной их задачей было охранять территорию от мародерства, от «вывоза» и «вынеса», пойманных на месте ожидала смертная казнь.
Государственная власть вместо князей занимается выкупом пленных. Закон от 1551 года закрепляет обязательный выкуп пленных за счет государства, «царевой казны».
Соборное уложение 1649 года, которое было создано на основе статей кодекса Ивана IV, а также литовского и византийского законодательства, не только подтверждает право обязательно выкупа пленных, но и вводит на это специальный налог от двух до восьми «деньги с двора» (гл. VIII. О искуплении пленных). Были определены «тарифы» выкупа пленных, так за боярских детей, «взятых в бою», давали — 20 руб., взятых в плен не в бою — 5 руб.; за московских стрельцов — 40 руб., за украинских казаков — по 25 руб., за посадских — по 20 руб., за крестьян — по 15 руб.
В 1649 году состоялся выкуп православного населения из прибалтийских земель, было уплачено 190 000 золотых для покрытия убытков. В 1668 году для решения данных задач был организован Полоняничный приказ, который стал целенаправленно заниматься выкупом пленных и руководством сбора средств на их освобождение.
С периода правления Ивана IV начинает оформляться политика нищепитательства. Эта политика оформлялась с одной стороны в традициях княжеского нищепитательства, милостыни с рук, с другой — с учетом новых исторических реалий: войн, ростом «промыслового нищенства», отсутствием государственных учреждений помощи и поддержки.
Можно наблюдать, что в более позднее время, «кормление с рук» нищих, не могущих добыть трудом себе пропитание, разрешено, более того они попадали под защиту государства. В 1589 году выходит Судебник, в соответствии со статьями 64, 67, 68 которого под охрану закона попадали вдовы, девицы, нищие, калики, московские городские нищие, при нанесении «обиды» которым в судебном порядке ответчик выплачивал штраф от четырех алтын до восьми алтын и две деньги. Ст. 189 запрещает в монастырях проживать торговым людям, подтверждено проживание там нищим, «которые от церкви божий питаются». Такая система кормления просуществует вплоть до петровских реформ.