Церковь взяла под свой контроль всю юридическую жизнь общества, а также благотворительность.
Именно церковь собирала подаяния для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. В период голода она продавала дорогие предметы утвари и полученные средства тратились на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела целую сеть институтов: заведения для стариков, содержания бедных, больных, сирот, престарелых, воспитания и обучения юношества. Большая роль отводилась епископам. Они наблюдали за выполнением многочисленных правил, в частности — о выкупе пленных и предоставлении им свободы, о детях, брошенных родителями и контроля за их свободой, занимались организацией попечительства.
В ХI в. возникают крупные монастыри как “аристократические закрытые организации для религиозных потребностей княжеской семьи”. В них были свои лечебницы. Позднее появляются мирские монастыри. Мир выбирал и финансировал церковный клир, чтобы он служил “филантропическим целям”, на случай старости, болезни, инвалидности.
Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: помощь через монастыри — монастырская система помощи и помощь через приходы — приходская система помощи. Наряду с данными видами поддержки существует и языческая форма помощи – “слепня”, подаяние, которая затем переосмысливается в контексте христианской морали как милостыня.
Монастыри выполняют четыре основных функции: лечения, обеспечения неимущих (милостыня), обучения и контроля.
Постригающиеся в монашеский сан обязаны были приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и сытую жизнь в его стенах. Так складывается “пансионная” система поддержки. Дар приносился в виде земельных угодий.
Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, увечным, нищим. Они рассматривали различные судебные дела. Среди них :развод, споры, отравления.
Перед нашествием татаро–монгол в Киевской Руси насчитывалось 120 монастырей.
Институт Церкви носитель не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия. Можно предположить, что в этот исторический период появляется первая официальная институциональная форма защиты в виде приходов и монастырей, которые несли в себе различные функции — от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания. Тем самым философия помощи, виды поддержки несут в себе новые элементы общественной практики.