Призрение бедных и убогих постепенно становилось предметом постоянного внимания княжеской и духовной власти.
Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, где обучал на своём иждивении 300 юношей.
Владимир Мономах, отличавшийся особой заботой о бедных и убогих, составил “Духовную” своим детям, в которой были выражены заботы об их нравственном состоянии, о необходимости быть внимательным к нуждам народа. “Если поедете по земле своей, не давайте отрокам обижать народ, напоите, накормите бедняка...”.
По мере укрепления государства после свержения монголо-татарского ига в развитии общественного призрения стали более чётко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое – продолжение традиций Владимира 1, Владимира Мономаха, показывающих пример личного благодеяния бедных. Второе – усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.
Иван Данилович Калита (с 1328 по 1314 гг.) носил с собой кошелёк и раздавал милостыню.
Борис Годунов (1598 г.) обещал, что в государстве никто не будет терпеть нужды и бедности. В 1601-1602 гг. по случаю неурожая он указал привезти в Москву “великое множество хлеба” из окрестностей России, где бояре и дворяне должны были продавать его за полцены. Чтобы дать работу людям, он обязал имущих строить разные каменные дома, в том числе была сооружена в Кремле колокольня “Иван Великий”. Для помощи бедствующим жителям Смоленска послал 20 тыс. рублей.
Со второй половины и до конца ХII в. княжеская помощь претерпевает существенное изменение. Это обусловлено рядом причин:
1) наметилась тенденция роста монастырского и церковного призрения.
2) князь становится хозяином- вотчинником своего удела.
3) административное правление князя осложняется нашествием и данничеством.