Древние славяне жили родовыми общинами их занятие – земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому количеству. Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община (мир, вервь): сначала родовая, а потом территориальная, соседская.
Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество: поклонение различным явлениям природы, культу предков.
Древние славяне поклонялись кругу (колесу) – символ жизни, защиты, стабильности и основательности.
Одним из древних форм помощи являлись обереги – феминизация отдельных предметов, растений, предметы костюма, домашней утвари. Например, пояса и полотенца.
Древнейшие языческие атрибуты оберега сохранены и в христианской культуре. Например, иконы, помимо культового предназначения имели и оберегающую функцию.
Своеобразными посредниками между реальным миром и ирреальным у славян выступали волхвы – языческие жрецы, звездочеты, чародеи и предсказатели (не только судьбы отдельного индивида, но и общества в целом). Особенно их деятельность разворачивалась в период экономического, социального кризиса, когда необходимо было разрешить ту или иную проблему.
Волхвы устраивали погребальные игры рода, поскольку именно они выступали в качестве «проводника к смерти».
Активными помощниками славян в наиболее ответственных жизненных ситуациях выступали боги. Славянские языческие боги имели свою «специализацию». Два главных бога Даждьбог и Стрибог.
Даждьбог – «бог-деятель» - наделял богатством, наследием.
Стрибог – распределял богатство.
Другим важнейшим механизмом закрепления рецикропных отношений являлись родовые обряды почитания предков – они обожествлялись, в честь него устраивались тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы