Путь анализа - это особая последовательность разбора литературного произведения. Обычно выделяют три пути разбора:
«вслед за автором»
«по образам»
проблемно-тематический
Анализ «вслед за автором», в основе которого лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава, имеет ряд неоспоримых достоинств: естественность порядка разбора, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность, рассмотрение произведения во взаимосвязи формы и содержания. Учащиеся следят за развитием сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев.
Анализ образов персонажей предполагает деление героев на главных и второстепенных, «представителей» и «одиночек», называние черт героев и иллюстрирование черт цитатами.
Проблемный анализ предполагает создание проблемного вопроса и проблемной ситуации. Создание проблемной ситуации требует найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме.
У большинства учеников начальных классов с ОНР не формируется отношения к тексту, как к единому смысловому целому. Недостатки в овладении техники чтения влияют на понимание прочитанного. Отсутствие понимания проявляется в отказе от ответов, в неправильном объяснении мотивов поступков героев. Проблемы ОНР влекут за собой нарушение качества чтения, способности к литературному творчеству, овладения учащимися теоретико-литературными знаниями.
У младших школьников с ОНР наблюдается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Дети при чтении воспринимают слова во фразе изолировано. Они не учитывают характерных лексико-грамматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию.
Я считаю, наиболее подходящим путем анализа художественного произведения для учащихся с ОНР является анализ образов персонажей, так как проблемный анализ требует высокого уровня развития речи и восприятия, а анализ «вслед за автором» предполагает объяснить поступки героев, в чем учащиеся допускают ошибки из-за неправильного понимания прочитанного.