Стихосложение — способ организации звукового состава стихотворной речи.
Как мы выяснили, система стихосложения всегда основывается на конкретных просодических особенностях данного языка. Эволюция русского стихосложения была движением к той стихотворной системе, которая в наибольшей степени соответствовала просодическим особенностям русского языка. Отметим наиболее важные этапы развития русского стихосложения и познакомимся с системами, существовавшими в русском стихе.
В истории русского стихосложения выделяют обычно следующие три периода: 1) XVII — XVIII вв. — распространение тонического стиха (до утверждения сил- лабо-тоники); 2) XVIII —XIX вв. — господство силлабо- тоники; 3) XX в. — господство силлабо-тоники и чистой тоники (развиваются дольник, свободный стих).
Разработкой теории и истории русского стиха занимались В.К. Тредиаковский, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, А. Белый, Б.В. Томашевский, В.М. Жирмунский, Р.О. Якобсон, Е.Г. Эткинд, П.А. Руднев, М.Л. Гаспаров, В.Е. Холшевников и др.
Тоническая система стихосложения
Тоническое стихосложение (греч. 1опоз — ударение) — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений. Количество безударных слогов произвольно. Это простейшая форма стиховой организации речи; она была распространена в говорном стихе разных народов.
На чем основана ритмическая организация народного тонического стиха? Мы помним, что всякий ритм — это последовательность однородных элементов. Такими однородными элементами в народном тоническом стихе становятся стихотворные строки. В каждой из них примерно одинаковое количество ударений. Приведем строки из русской былины:
Свяшогбр-богатырь соглашается,
Со добра коня да опущается,
И раскинули оне тут бел шатёр...
Здесь и в дальнейшем мы не будем считать ударными разного рода служебные слова, например со, да и др., утрачивающие самостоятельное значение и ударение в стихе. Ритм приведенного отрывка основан на последовательности однородных, схожих по строению элементов — строк, в каждой из которых одинаковое число ударений.
В русской традиции пол тоном (тонусом) понимается ударение, либо выделяющее в слове ударный слог, либо сообщающее ударность односложному слову.
Тонический стих труднее отличить от прозы, чем силлабический. Он бывает рифмованный и нерифмо- иаппый.
В русской поэзии народный стих речитативный является тактовиком (его воспроизводил A.C. Пушкин в «Сказке о золотой рыбке», «Песнях западных славян», а М.Ю. Лермонтов — в «Песне про купца Калашникова») , а говорной — акцентным. Именно он лег в литературном стихе в основу досиллабического стихосложения XVII в. За порогом тактовика начинается чисто тоническая система стихосложения. Длина стиха в тонической системе измеряется не числом стоп (и, соответственно, сильных мест — иктов), а числом слов (и, соответственно, ударений): строки различаются 2-ударные, 3-ударные, 4-ударные и т. д. В тоническом стихотворении не все строки должны быть равны по числу ударений: как в силлабо-тонике вполне законны неравностопные стихи, так и в тонике — неравноударные. По-латыни «ударение» — «акцент», поэтому самое общее название чисто тонического стиха — акцентный стих. Так как он лишен метра, то в нем очень большую роль играет рифма. «Парнорифмованный акцентный стих употребителен в народной говорной поэзии (свадебные приговоры, балаганные зазывания, лубок) и носит особое название — раешный стих (подражание ему — пушкинская «Сказка о попе и работнике его Балде») 200.
1.СИЛЛАБИЧЕСКАЯ (СЛОГОВАЯ СИСТЕМА)
Построена на принципе равносложия. Ударение в данной системе свободное, подвижное. В таком стихе есть рифма, строфа, цезура, графика (стих записывается столбцом).
2.СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – группа слогов, объединяющая сильный слог со слабым. СИЛЬНЫЙ – это такой, который может быть ударным без каких бы то ни было ограничений. СЛАБЫЙ – с ограничениями и условиями (типа того, что в ямбе слабому слогу допустимо быть ударным лишь тогда, когда этот слог образован односложным словом).
В основе данной системы лежит стопа.
СТОПОЙ является сочетание либо двух, либо трех слогов, в котором сильный, т.е. преимущественно ударный, слог занимает определенное положение относительно слабых слогов, преимущественно безударных. Выделяют 5 основных размеров силлаботоники. Для наглядности «прикрепим» к каждой из этих пяти разновидностей форму имени ИВАН.
1.– ! ямб ( где «!» - сильный слог, «–» - слабый слог) – размер, в котором сильный слог четный, а слабый нечетный, иными словам, первый слог безударный, второй ударный.
– !
Иван
2.! – хорей– размер, в котором слабый слог четный, а сильный нечетный, иными словами, первый слог ударный, второй безударный.
! –
Ваня
3. ! – – дактиль – стихотворный размер, в котором ударными выступают 1, 4, 7 и т.д. слоги
! – –
Ванечка
4. – ! – Амфибрахий – стихотворный размер, в котором ударными выступают 2, 5, 8 и т.д. слоги
– ! –
Ванюша
5. – – ! Анапест – стихотворный размер, в котором ударными выступают 3, 6, 9и т.д. слоги.
– – !
Иоанн
3.ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В тоническом стихе устойчиво постоянное число ударных слогов, количество безударных колеблется.
Виды тонического стиха:
1.Дольник – количество безударных колеблется от 1до 2-х
2.Тактовик – количество безударных 1, 2, 3 или 0, 1, 2
3.акцентный – 1, 2, 3, 4 или 0, 1, 2, 3 и больше
4.Верлибр (свободный стих). Единица ритма – стихотворная строка, свободное число слогов и место ударений, нет рифмы, нет строки.
Квантитативная (количественная) система стихосложения есть система песенного стиха, при которой ритмические единицы соизмеряются по количеству, долготе «музыкально-совпадающих» элементов. Таково напр. античное или русское народное стихосложение, где в основе ритмической соизмеримости лежит принцип изохронности, временной однородности повторяющихся единиц ритма.
МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Метрическая система – используется в языках, где гласные различаются по долготе и краткости (например, арабский язык, латинский язык и др.).
Наиболее ярким примером метрической системы стихосложения является античное стихосложение – система, возникшая в древней Греции и в древнем Риме, куда перешла из Греции.
В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом, и изображали его с музыкальным инструментом — лирой (отсюда название лирика).
Мельчайшая единица античного стиха – это мора (пауза), то есть единица времени, которая приравнивается к одному краткому слогу. Произнесение долгого слога занимает две моры (условные обозначения: «U» означает одну мору, или краткий слог; «–» означает две моры подряд, или долгий слог). В основе метрического стиха лежит изохронность, то есть стих должен состоять из равного количества мор (пауз).
Долгие и краткие слоги сочетаются в стопы. Стопа – это условная единица меры античного стиха, которая предполагает определенную комбинацию долгих и кратких слогов. Повторение таких стоп образовывает стих — стихотворную строку. В античном стихосложении нет рифмы.
Размеры метрической системы стихосложения
Гекзаметр (шестимерный) – самый популярный в античном стихосложении размер. Он состоит из шести стоп дактиля ( – U U ). На всех стопах, кроме пятой, дактиль ( – U U ) может заменяться спондеем ( – – ), что позволяет разнообразить стих. В греческой традиции гекзаметр имеет цезуру после второго слога третьей стопы, в латинской традиции после первого слога третьей стопы.
Поскольку в русском языке нет чередования долгих и кратких слогов, то античная поэзия трудна для перевода на русский язык. В качестве альтернативы долгие слоги в русском стихосложении приравнены к ударным слогам, а краткие слоги – к безударным слогам.
В русском стихосложении гекзаметр обычно передают с помощью чистого 6-стопного дактиля:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел…
Другой вариант имитации античного гекзаметра – сочетание в одной строке стоп дактиля и хорея (в процитированных ниже стихах слоги, образующие стопы хорея, выделены и взяты в скобки):
Кто ж от бо(гов бес)смертных подвиг их к враждебному спору?
Сын громовержца и (Леты) – (Феб, ца)рем прогневленный,
Язву на воинство злую навел; погибали народы…
Подробнее о гекзаметре см. тему http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1132-1
В античной поэзии наряду с гекзаметром использовался также пентаметр (пятимерный) -
вид гекзаметра, в котором третья и шестая дактилические стопы лишены безударных слогов. Стих, написанный пентаметром, делится паузой-цезурой на два полустишия, каждый из которых состоит из двух дактилей и одного ударного слога (в античном стихосложении — из двух дактилей и одного долгого слога).
В поэзии часто используется чередование гекзаметра и пентаметра – элегический дистих:
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой.
Метрическая система была распространена не только в Европе, но и на арабском востоке, где носила название аруз (аруд). Аруз — арабско-персидская метрическая система стихосложения. Основана она на чередовании долгих и кратких слогов (наличие долгих и кратких гласных звуков — фонетическая особенность арабских языков). Размерами аруза вплоть до XX века пользовалась также поэзия Азербайджана, Таджикистана, Туркмении стана и Узбекистана.
Пентаметр (греч. pentametros, от penta — пять и metron — мера) — вид гекзаметра, в котором третья и шестая дактилические стопы лишены безударных слогов.
Стих, написанный пентаметром, делится паузой-цезурой на два полустишия, каждый из которых состоит из двух дактилей и одного ударного слога (в античном стихосложении — из двух дактилей и одного долгого слога).
Пентаметр сочетается с гекзаметром, образуя так называемый элегический дистих (двустишие).
Гекзаметр (от греч. hex — шесть и metron — мера) — стихотворный размер в античном стихосложении, шестистопный дактиль.
Этим стихом написаны известные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Гекзаметр у русских поэтов — это шестистопный дактиль в сочетании с хореем. Цезура после третьей стопы делит стих на два полустишия.