пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

11. Древнегреческая лирическа поэзия 7-6 веков. Система жанров. (по Тронскому)

Термин «лирика» создавался во времена александрийских филологов, заменив термин «мелика» (от melos — «песня»). Это виды песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента (семиструнной лиры, по мифу её изобрел Гермес).

В греческой поэзии жанры и их стили действительно были тесно связаны с определенными стихотворными размерами и с определенным музыкальным сопровождением.

Возникая из культовой и обрядовой фольклорной песни, греческая лирика в течение долгого времени сохраняла тесную связь песенного содержания с традиционным ритмико-мелодическим типом песни и характером ее исполнения.

  • Элегия
  • Ямб
  • Мелика (лирика) – монодическая (исполнение отдел.певцом) , и хоровая.

 

Различие между ними:

- возникновение  из разных типов фольклорной песни

- литер. развитие в разных областях Греции + разная классовая обстановка

-  по тематике, стилистическим и стиховым особенностям

- сохранение диалекта той области, в которой он впервые литературно оформился

(Ямб и Элегия – ионийский диалект, Мелика монодическая – эолийский, хоровая (дорийский).

Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

 

Элегия и ямб — важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями.

Элегия  

  • исполнение под авлОс (двойная флейта) – резкие звуки
  • древнеионийская элегия не имеет обязательного скорбного характера:

Это — лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждения и призывы к важному и серьезному действию, размышления, афоризмы и т. п.

  • пелись на пирах и народных сходках

 

Внешний признак - особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра (6 дактилических стоп) с пентаметром (тот же гекзаметр, но с усеченными 3 и 6 стопой – перед цензурой и в конце стиха) = строфа из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие).

 

Самый близкий размер к эпосу. Истоки – похоронные приплакивания

 

По тематике может быть:

- философская

- любовная

- политическая

Элегический размер использовался для эпиграмм (надпись на надгробных плитах). Писчий материал – камень, глина, металл, дерево → главное требование к эпиграмме – краткость, меткость, язвительность.

 

Ямб (народный)– насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Они исполнялись на земледельческих праздниках плодородия, для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие. + фольклорное средство обществен. порицания.

Черты:

 - сатирический и обличительный характер

 - персонально заостренная издевка

 

Всё это осталось в ямбе литературном, НО

- он вышел за рамки фольклора

- «оружие» выражения личных чувств и настроений

- средство личной полемики по общественным и частным вопросам.

 

Исполняли под пастушечью свирель и под ударные

Ругательная поэзия

 

Внешний признак – особенный стих. размер – ямбами  (   ͜͜  — )

или трохеями (хореями: — ͜͜   ).

 

Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр («трехмерник») - из трех метрических единиц («метров»),

по две стопы в каждой. Долгий слог при этом может быть заменен двумя краткими.

 

Употребительнейший трохеический.стих — тетраметр («четырехмерник»), обычно разделенный словоразделом на два диметра («двухмерника»);

 

Авторами элегий и ямбов бывало, что были не профессиональные певцы, а люди практической политики, видные деятели эпохи – политич.роль лирики.

Профессиональные – это аэды (певцы, сказители народных песен) и рапсоды (странствующие певцы).

 


01.02.2014; 19:50
хиты: 1852
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь