пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

10. «Одиссея» - система персонажей.

Одиссей

        Псевдонимы Одиссея: (Никто; сын критянина Кастора, которому Афина придала вид старика; критянин Эфон, сын Девкалиона и брат Идоменея)

Спутники Одиссея:

 - Антиф, съеден Полифемом

 -  Элпенор, заснул пьяным на крыше дворца Кирки, упал и разбился

    - Перимед

    - Тримед

    - Эврилох, родственник Одиссея, погиб вместе с кораблем во время бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса

Обитатели островов на пути следования Одиссея:

 - Алкиной, царь феаков

 - Антифат, царь лестригонов

 - Арета, царица феаков

 - Демодок, слепой аэд в доме Алкиноя

  - Калипсо

   - Навсикая, дочь Алкиноя

    - Полифем, циклоп

    - Кирка

Тени умерших, с которыми общается Одиссей в Аиде:  Агамемнон; Антиклея, мать Одиссея; Антиопа, мать Зета и Амфиона; Эпикаста, мать и жена Эдипа; большое количество других прославленных женщин.

    - Ахилл

    - Аякс Теламонид

    - Геракл

    - Элпенор, спутник Одиссея

    - Патрокл

     - Тиресий

Жители Итаки: Ир, нищий; Лаэрт; Ментор; Эвмей, свинопас

Домочадцы Одиссея: Аргус, пес Одиссея; Евринома, ключница;  Меланфий, раб, козий пастух; Меланфо, рабыня, любовница Евримаха, жениха; Пенелопа, жена Одиссея; Телемах, сын Одиссея и Пенелопы; Филойтий, коровник; Эвриклея

Женихи Пенелопы: (всего 116 человек, но по имени в поэме названы далеко не все)

  Антиной, Евримах, Еврином, сын Антифа; Леод, предсказатель; Ктесипп

Также: Медонт, вестник; Фемий, кифаред

Боги: Афина

 Люди, чей образ принимает Афина: Ментор; Мент, сын Анхиала, царь тафосцев; Ифтима, сестра Пенелопы, посещающая её в виде призрака; дочь морехода Диманта, подруга Навсикаи; девушка, несущая воду, в городе феаков; вестник царя феаков Алкиноя; пастух на Итаке)

    - Гелиос

    - Гермес

    - Зевс

     - Ино, дочь Кадма, морская богиня

    - Посейдон

    - Эол

Обитатели островов на пути следования Телемаха: Елена, Менелай, Нестор, Писистрат — сын Нестора; Феоклимен, прорицатель

В «Одиссее» герои живут в мирной обстановке. В поэме описываются их повседневные занятия и заботы. 

Образ Одиссея. Центральный персонаж Одиссей — настоящий герой, однако главные свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а среди волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому изворотливость и хитрость нужны ему не в меньшей степени, чем сила и отвага. Одиссея отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации.

Образ Пенелопы. Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.

Образы олимпийских богов. 
Боги в «Одиссее» более величественны и умиротворенны.

11. Древнегреческая лирическа поэзия 7-6 веков. Система жанров. (по Тронскому)

Термин «лирика» создавался во времена александрийских филологов, заменив термин «мелика» (от melos — «песня»). Это виды песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента (семиструнной лиры, по мифу её изобрел Гермес).

В греческой поэзии жанры и их стили действительно были тесно связаны с определенными стихотворными размерами и с определенным музыкальным сопровождением.

Возникая из культовой и обрядовой фольклорной песни, греческая лирика в течение долгого времени сохраняла тесную связь песенного содержания с традиционным ритмико-мелодическим типом песни и характером ее исполнения.

  • Элегия
  • Ямб
  • Мелика (лирика) – монодическая (исполнение отдел.певцом) , и хоровая.

 

Различие между ними:

- возникновение  из разных типов фольклорной песни

- литер. развитие в разных областях Греции + разная классовая обстановка

-  по тематике, стилистическим и стиховым особенностям

- сохранение диалекта той области, в которой он впервые литературно оформился

(Ямб и Элегия – ионийский диалект, Мелика монодическая – эолийский, хоровая (дорийский).

Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

 

Элегия и ямб — важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями.

Элегия  

  • исполнение под авлОс (двойная флейта) – резкие звуки
  • древнеионийская элегия не имеет обязательного скорбного характера:

Это — лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждения и призывы к важному и серьезному действию, размышления, афоризмы и т. п.

  • пелись на пирах и народных сходках

 

Внешний признак - особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра (6 дактилических стоп) с пентаметром (тот же гекзаметр, но с усеченными 3 и 6 стопой – перед цензурой и в конце стиха) = строфа из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие).

 

Самый близкий размер к эпосу. Истоки – похоронные приплакивания

 

По тематике может быть:

- философская

- любовная

- политическая

Элегический размер использовался для эпиграмм (надпись на надгробных плитах). Писчий материал – камень, глина, металл, дерево → главное требование к эпиграмме – краткость, меткость, язвительность.

 

Ямб (народный)– насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Они исполнялись на земледельческих праздниках плодородия, для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие. + фольклорное средство обществен. порицания.

Черты:

 - сатирический и обличительный характер

 - персонально заостренная издевка

 

Всё это осталось в ямбе литературном, НО

- он вышел за рамки фольклора

- «оружие» выражения личных чувств и настроений

- средство личной полемики по общественным и частным вопросам.

 

Исполняли под пастушечью свирель и под ударные

Ругательная поэзия

 

Внешний признак – особенный стих. размер – ямбами  (   ͜͜  — )

или трохеями (хореями: — ͜͜   ).

 

Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр («трехмерник») - из трех метрических единиц («метров»),

по две стопы в каждой. Долгий слог при этом может быть заменен двумя краткими.

 

Употребительнейший трохеический.стих — тетраметр («четырехмерник»), обычно разделенный словоразделом на два диметра («двухмерника»);

 

Авторами элегий и ямбов бывало, что были не профессиональные певцы, а люди практической политики, видные деятели эпохи – политич.роль лирики.

Профессиональные – это аэды (певцы, сказители народных песен) и рапсоды (странствующие певцы).


01.02.2014; 19:47
хиты: 15419
рейтинг:+1
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь