Летопись не знает муромского князя Петра и его жена Февронии, а народное предание отождествляет их с князем Давидом и его женой Ефросинией. В основе книжной повести лежит устная легенда. Произведение далеко от житийного канона. В нем отсутствует рассказ о религиозных подвигах святых, кстати сказать, людей светских и, если судить по повести, до пострижения в монашество не имевших даже близкого соприкосновения с церковью. В повести нет указания на особые заслуги Петра и Февронии перед церковью, за которые они были причислены к лику святых. В повести не проявился экспрессивно-эмоциональный стиль риторической украшенности и абстрактного многословия этого времени. Ее язык отличается простотой, близостью к языку разговорному. Голая назидательность, характерная для житий, здесь не выходит на первый план. Занимательный рассказ с богато развитой фабулой насыщен элементами народной сказки и в то же время включает в себя подробности живого исторического быта.
Не буду пересказывать сюжет J
Феврония – простая крестьянка, дочь бедного древолазца, сначала побеждает сословные предубеждения против нее князя, не желающего жениться на ней из-за ее происхождения, затем одерживает верх над чванством бояр и боярских жен, не могущих смириться с тем, что крестьянская девушка стала их княгиней. Поэтому, наверное, проблематика здесь – взаимоотношение людей из разных сословий (об этом нигде не написано, я сама так решила). Кстати, она разрешается победой «добра», как принято в сказках, так как в конце концов бояре подчиняются единодержавной власти князя.
Фольклорные мотивы в повести:
- змей-оборотень, вступающий в связь с женой князя Павла, которая выпытывает у него, от чего он должен умереть,
- чудесный Агриков меч (как меч-кладенец), который спрятан в скважине алтарной стены и от которого погибает змей,
- мудрая дева Феврония, говорящая загадками и отводящая неисполнимые требования такими же неисполнимыми требованиями, предъявляемыми с ее стороны,
- чудесные превращения, вроде превращения хлебных крошек в ладан, а палки в деревца.
Черты жития:
- герои христиане (в особенности подчеркивается кротость жены перед мужем),
- прослеживаете мотив долга перед супругом,
- идеализация героев (святые).