Памятником древнерусской литературы, рассказывающим о монахах Киево-Печерского монастыря, является "Киево-Печерский патерик". Слово "патерик" в переводе с греческого означает "отец". Так назывались особые сборники, в состав которых входили небольшие дидактические новеллы о жизни монахов-пустынников.
История формирования: Не удовлетворенный скромной ролью простого монаха Поликарп пожаловался своему другу Симону на то, что его обходят. В ответ Поликарп написал Симон написал укоризненное письмо, присоединив к нему несколько кратких рассказов из жизни Печерских иноков и повесть о построении Печерской церкви. Поликарп дополнил труд Симона новыми рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря. В дальнейшем в середине 13 в писания Симона и Поликарпа были объединены с присоединениям к ним летописного сказания 1074 года о «первых черноризцах Печерских»., Несторова Жития Феодосия Печерского и некоторых других материалов, относящихся к началу 15 века. Она называлась «Арсеньевской» редакцией. Создавалась по почину тверского епископа Арсения.
В то же время в 15 веке по инициативе инока Кассиака в Киево-Печерском патерике создавалась новая редакция памтника, которая и получила название «Патерик Киево-Печерский».
Основная задача сводилась к возвеличиванию Киево- Печерского монастыря как русского религиозного центра.
Рассказы о борьбе печерских отшельников с бесами — наиболее занимательные страницы "Патерика". Именно здесь ярче всего сказывается та "прелесть простоты и вымысла", которую отметил еще А.С. Пушкин. В существовании бесов Симон и Поликарп не сомневались. Основное назначение бесов — сеять зло по наущению дьявола. Они пользуются каждым случаем, чтобы искусить человека, изобрести какую-нибудь "пакость". Бесы — опасные противники, обладающие способностью видоизменять свое естество. Они могут предстать в любом обличье. Несмотря на это, киево-печерские монахи с ними успешно борются, заставляя их служить себе: то они за ночь перемелют пять возов зерна, то переносят с берега Днепра тяжелые бревна.
Князья изображаются злыми и жестокими.В рассказе Григорий на берегу Днепра встречается с князем Ростиславом Владимировичем, который направляется в монастырь получить благословение перед походом на половцев. Монах предсказывает ему гибель в воде. Рассерженный князь приказывает связать и утопить Григория. Три дня вся монастырская братия безуспешно ищет пропавшего инока. Лишь на третий день тело Григория с камнем на шее чудесным образом оказывается в его запертой келье. А приказавший расправиться с монахом князь Ростислав, действительно, тонет при переправе.
В основе "Киево-Печерского патерика" лежит переписка, которую вели между собой в начале XIII века епископ Владимирский Симон и монах Поликарп. Оба они были образованными и талантливыми книжниками своего времени, но судьбы их сложились по-разному. Симон занял епископскую кафедру в Суздале и Владимире, Поликарп же остался в монастыре. Честолюбивый монах с помощью влиятельных покровителей стал добиваться епископского сана. Симон не одобрил этих стремлений Поликарпа и написал ему послание. Так из писем этих двух священников родился сборник произведений, рассказывающий о жизни монастыря.
В состав входят: история создания Киево-Печерского патерика, рассказ о Прохоре- чудотворце, рассказ о Федоре и Василии, рассказ о смерти князя Ростислава Всеволодовича, легенда о Марке-печернике, копавшем пещеры для погребения в них умерших монахов, рассказ о Феофиле .
По всей вероятности, Симон начал свой труд с рассказа о создании Печерской церкви. Сюжет: Во время княжения Владимира Святославича в Любече жил благочестивый муж, который захотел стать иноком. Он пришёл на Святую Гору Афон и в одном из тамошних монастырей принял монашество. Его постригли под именем Антония. Однажды игумен повелел ему возвратиться на Русь, чтобы там служить примером для других.
Антоний, придя в Киев, не захотел поселиться ни в одном из монастырей. Он нашёл в Берестове пещеру, которую некогда вырыли варяги, и поселился там. Когда князем стал Святополк Окаянный, убивший Бориса и Глеба, Антоний вновь удалился на Святую Гору.
Вскоре княжеский престол занял благочестивый Ярослав. В то время жил священник Иларион, он служил в Берестовской церкви да ещё выкопал себе маленькую пещерку на одном из днепровских холмов и там молился. Князь поставил Илариона митрополитом, а пещерка его сохранилась.
Однажды игумен афонского монастыря, где находился Антоний, повинуясь Божьему гласу, велел Анггонию снова идти на Русь. Когда монах вернулся в Киев, он стал жить в пещерке, выкопанной Иларионом, и молиться там Богу. Многие люди приходили к нему за благословением. Приходили и желавшие стать иноками.
Во время княжения Изяслава у Антония уже собралась братия в двенадцать человек, в том числе святой Феодосий. Монахи выкопали большую пещеру. Антоний поставил игуменом Варлаама; сам он привык к уединению и потому сделал себе особую пещеру. А братия уже в пещере не помещалась. Иноки поставили маленькую наземную церковь и решили построить монастырь. Антоний благословил это намерение, а князь Изяслав отдал им для постройки гору над пещерой. С тех пор монастырь называется Печерским, потому что раньше монахи жили в пещере.
Князь Изяслав вскоре перевел Варлаама на игуменство в монастырь святого Дмитрия. Тогда братия избрала игуменом Феодосия. Святой Феодосий собрал в обители сто иноков. Он ввёл в монастыре устав греческого Студийского монастыря. Феодосий в числе прочих постриг и семнадцатилетнего Нестора, который написал это сказание.
В изображении Симона и Поликарпа печерские святые — люди особого склада, поставившие своей целью достичь аскетического идеала. В надежде на загробное блаженство они отказываются от всех житейских радостей. Бог посылает им дар пророчества и умение читать в сердцах, способность творить чудеса. Они исцеляют больных, тушат пожары, воскрешают мертвых. Их посещают ангелы и святые, им является Богородица, с ними беседует Господь.