Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова…». На городском забрале в Путивле (недалеко от Курска, ныне Сумская область Украины) Ярославна рано плачет: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Она обращается к ветру, к Днепру-Славутичу, к светлому, пресветлому солнцу. Ветер развеял её радость по ковылию, Днепр может только нести её слёзы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы со стрелами заткнуло.
Тема личной судьбы Игоря вводиться плачем о нём его жены Ярославны. Это плач жены Игоря резко переключает отношение к нему автора. Этот плач жены Игоря резко переключает отношение к нему автора. Повествование становится лирическим. Оно насыщено атмосферой народной лирической песни. И здесь (в плаче Ярославны), и в последующем широко вводиться пейзаж, окутывающий героя теплой атмосферой лирики. Но тема родины не отходит на второй план. Она присутствует и здесь, решаемая иными средствами. Ярославна- русская женщина. Её плач по мужу- плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов, вспоминающей славный поход Святослава Киевского против половцев. Природа к которой обращается Ярославна, - русская природа: её сочувствие ищет Ярославна. Плач Ярославны- русская народная причесть. Тема родины предстаёт перед нами в этой последней, заключительной части «Слова» как тема, интимно близкая всякому русскому человеку.
Мать Ростислава занимает пассивную позицию: она оплакивает смерть сына. Ярославна активна: она пытается помочь мужу. Мать Ростислава плачет по убитому, а Ярославна – по плененному.