Несмотря на то, что международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооруженных конфликтов в мире увеличилось. Они унесли свыше тридцати миллионов человеческих жизней. Среди этих жертв и мирное население. Так если в наполеоновских войнах (18051815гг.) число убитых составило около 1 млн. человек непосредственно участвовавших в боевых действиях, статистика гибели мирного населения не приведена не в одном из изученных нами источника, то:
• Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий;
• во Второй мировой войне погибло около шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц:
• по данным статистики, в настоящее время на каждого убитого военного приходится 10
погибших гражданских лиц, в случае же ядерной войны соотношение погибших военных и гражданских лиц будет 1:100 [1].
Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50-х гг. ХХв. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно небольшой период он получил широкое распространение и признание сначала в публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской дипломатической конференции (1974-1977) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов. С другой стороны ряд как зарубежных, так и отечественных экспертов предпочитают термин «право вооруженных конфликтов», по их мнению лучше отражающего суть «свода правил», отражающих правовые основы вооруженного противоборства.
Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866г., Женевская конвенция 1864г. прошла боевое крещение. Это был удобный случай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти столь же кровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными госпиталями, и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его помощь. В лагере противника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя. В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи [2].
Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885г. Смертность в ней составила не более 2%. На этот раз государства поняли, что Женевская конвенция служит их обо-
юдному благу, и данный факт более не подвергался сомнению.
Российская Федерация, как и большинство государств мира, являясь участницей Женевских конвенций 1949 года, Дополнительных протоколов 1977 года и других международных договоров, обязана соблюдать их нормы и правила в период войн и вооруженных конфликтов.
Опыт военных конфликтов последних десятилетий свидетельствует о том, что нормы международного гуманитарного права не соблюдаются участниками конфликтов в первую очередь из-за их незнания, а также в ряде случаев из-за нежелания командования добиваться их выполнения подчиненными.
В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 537, на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств.
Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций
Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой - уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций.
Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права [4].
Высшее руководство Вооруженных Сил Российской Федерации уделяет особое внимание необходимости соблюдения международно-
правовых обязательств государства войсковыми группировками, принимающими участие в различных вооруженных конфликтах на территории России и за ее пределами, как в качестве воюющей стороны, так и в качестве стороны, призванной поддерживать мир. Свидетельством этому служат приказ Министра обороны «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 360 от 8 августа 2001 г. В своем приказе Министр обороны Российской Федерации приказал командирам и начальникам всех уровней обеспечить:
• изучение военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации норм международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией, законами Российской Федерации, требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, касающихся соблюдения норм международного гуманитарного права;
• строгое выполнение военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации требований боевых уставов и наставлений по обеспечению боевых действий при неукоснительном соблюдении норм международного гуманитарного права;
• издание приказов, директив и других служебных документов, необходимых для проведения занятий, учений и мероприятий, определенных планами боевой подготовки, с учетом требований норм международного гуманитарного нрава [5].
Этим же приказом утверждено «Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации».
Необходимость изучения международного гуманитарного права в вузах также рассматривалась на конференции. В своем выступлении генерал-майор, канд. пед. наук, профессор Миронченко В.Н., отметил, что выпускник вуза в рамках изучения международного гуманитарного права должен:
Иметь представление:
• о международно-правовых формах военного сотрудничества, законах и обычаях ведения войн;
Знать:
• права и свободы человека и гражданина, права и о бязанности военнослужащих;
• основы правового статуса личности военнослужащего, правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
• правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, их правовое обеспечение;
• законодательство по вопросам осуществления в Вооруженных Силах исполнительной власти органами военного управления, воинской обязанности, комплектования Вооруженных Сил личным составом, военной службы по контракту, по вопросам прав, обязанностей и юридической ответственности военнослужащих, обеспечения воинской дисциплины и правопорядка в армии и на флоте, особенности правового воспитания военнослужащих по контракту;
• основные положения международноправовой регламентации вооруженных конфликтов;
• порядок разработки нормативных правовых актов органов военного управления;
• основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности.
Уметь:
• ориентироваться в содержании основных актов военного законодательства, ориентироваться в нормах международного права, оперативно находить нужную правовую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности;
• реализовать права и свободы человека и гражданина в военной сфере жизнедеятельности;
• организовать и осуществлять правовое воспитание и обучение военнослужащих в подразделении;
• применять нормы военного и международного законодательства в своей деятельности;
• анализировать и составлять основные правовые акты и осуществлять правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности.
Владеть:
• навыками работы с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность ВС РФ как внутри страны, так и при действиях в составе миротворческих сил (в т.ч. и на территории зарубежных государств);
• навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности [6].
При изучении темы международного гуманитарного права офицеры факультета военного обучения уделяют особое внимание более подробному раскрытию принципов международного гуманитарного права. Рассматривая принцип законности, который заключается в строгом и точном соблюдении норм
международного гуманитарного права всеми органами военного управления, военнослужащими и гражданским персоналом, возникает вопрос о существовании в настоящее время предпосылки возникновения войны или вооруженного конфликта. Ответ на этот вопрос мы находим в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г.». Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализации процессов, углублении разрыва между уровнями благосостояния стран. Внимание международной политики сосредоточенно на обладание источниками энергоресурсов на Ближнем Востоке, шельфе Баренцева моря, в бассейне Каспийского моря и Центральной Азии. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем, с применением военной силы. Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе глобальной системы противоракетной обороны США. Предпосылки возникновения войны и вооруженных конфликтов становятся очевидны после недавних событий в Северной Африке и особенно в Ливии.
С другой стороны я хотел бы обратить внимание и на решение проблем современной экономики. Последствия мировых финансово-
экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.
Принципы патриотического воспитания современной российской молодежи, равно как и принципы патриотического воспитания и интернационализма в советские времена тесно перекликаются с принципами международного гуманитарного права. Анализ ведения боевых действий советскими войсками в годы Великой Отечественной войны 1941-45г.г. позволяет сделать вывод, что командиры и начальники при планировании боевых операций в большинстве случаев того не осознавая учитывали принципы международного гуманитарного права. Советская система воспитания и идеологической подготовки основывалась на принципах высокой гуманности, интернационализма, дружбы народов, принципах различия гражданского населения и военнослужащих, гражданских и военных объектов. Практически прямое соответствие статье 17 Настав-
ления по международному гуманитарному праву в Вооруженных силах РФ.
На занятиях по общественно-
государственной подготовке офицеры и преподаватели особое место уделяют доведению до студентов основных положений Кодекса поведения военнослужащих Вооруженных сил РФ - участника боевых действий, доводят до сведения студентов запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий, а также определяет общие обязанности командиров по соблюдению норм международного гуманитарного права, как в мирное, так и в военное время.