3. Классификация ПС
Правовая семья – это совокупность национальных ПС, основанное на общности источников структуры права и исторического пути его формирования. В рамках той или иной правовой семьи возможно выделение группы ПС.
Кристофер Асагмэ – его классификая.
1) На первом уровне по критерию религиозной ориентации религиозные ПС отделяются от нерелигиозных. Религиозные ПС (еврейское право, индусское право).
2) Нерелигиозные ПС по критерию роли права в обществе делятся на: западную и не западную.
3) Западная делится на 3 правовых семьи: романо-германскую, англо-американскую и скандинавскую.
4) К не западным правовым семьям относятся азиатское право (юго-восточное) и африканское обычное право.
5) Социалистическое право – является самостоятельной правовой семьёй и содержит ряд признаков в первую очередь романо-германской правовой семьи, но полностью к ней не относится.
2 й подход:
На основании источника права выделяют правовые семьи: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, социалистическая, традиционная (или система обычного права) и иные правовые семьи.
3 й подход:
Рассказов:
1) Англосаксонская 2) Р-Г 3) Мусульманская.
+ индусская, скандинавская, славянская, система обычного права, социалистическая.
Основополагающий элемент – нормативный элемент.
3 й подход:
Сам термин правовая семья был введён в научный оборот немецким учёным Готфридом Лейбницем опубликовавшем в 1667 году на латинском языке свой труд Nova.
Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида[2], в соответствии с которой выделяются:
· романо-германская правовая семья,
· англосаксонская правовая семья,
· религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
· социалистическая правовая семья,
· традиционная правовая семья,
· некоторые другие правовые семьи.
4. Романо-германская правовая система.
Романо-германская правовая семья - термин сравнительного правоведения, обозначающий совокупность правовых систем, изначально созданных на основе рецепции римского права и объединенные общностью своей структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.
Романо-германская правовая семья – распространена в континентальной Европе, многие относят сюда и Россию.
Признаки:
1) Единая иерархически построенная система, источник писаного права, доминирующее место в которой занимают НА (закон является основным источником права).
2) Главная роль в формировании права отводится законодателю, который создаёт общие юр. правила поведения. Правоприменитель призван точно реализовывать эти нормы в конкретных правоприментых актах (1 тенденция – сделать закон максимально понятным; 2 тенденция – закон может понять только специалист).
3) Имеются Конституции, обладающие высшей юр. силой.
4) Есть кодифицированные НА (если имеется отрасль, то в основе этой отрасли расположен крупный НА, в России нет торгового Кодекса).
5) Деление систем права на публичные и частные, а также на отрасли.
6) Правовой обычай и юр. прецедент либо вообще отсутствует, либо выступает в качестве вспомогательных дополнительных источников права (в России правовой обычай есть, а вот прецедента нас нет).
Черты (Рассказов):
1) Основной источник - НПА – действие на основе НПА.
2) Главная роль в формировании у законодателя.
3) Деление на отрасли права.
4) Деление на ЧП и ПП.
5) Кодификация НПА.
Правовые группы:
В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:
· группу романского права (правовые системы Франции, Бельгии, Испании, Италии, Квебека, Люксембурга, Монако, Нидерландов, Пуэрто-Рико, Румынии, Филиппин, латиноамериканских стран, африканских государств — бывших французских колоний, некоторых стран Ближнего и Среднего Востока и др.);
См. также:Кодекс Наполеона, Французское право и Латиноамериканское право
· группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Азербайджана, Бразилии, Венгрии, Греции, Индонезии, Киргизии, Латвии, Молдовы, Португалии, Словении, Таиланда, Турции, Узбекистана, Украины, Чехии, Швейцарии, Эстонии, Южной Кореи, Японии и др.);
См. также: Немецкое право
· группу скандинавского права (правовые системы Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции).
См. также: Скандинавская правовая система
Некоторые исследователи выделяют самостоятельную «славянскую группу» (правовые системы Болгарии, Македонии, России, Сербии, Черногории и др.), которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.
Становление:
Рим-Болонья- Возрождения + импровизация.
5. Англосаксонская правовая система
Англо-саксонская ПС, признаки:
1) Основной источник права – правовой прецедент (примерно 50 % всех используемых ист. права это именно правовой прецедент)
2) Возрастает роль закона (законодательство приобретает всё более систематизированный характер).
3) Обычай и доктрина используются как вспомогательные источники права.
4) Право носит казуистический характер (это связано с прецедентом, поскольку сам прецедент применяется к конкретному случаю).
5) Свобода усмотрения судьи носит широкий характер (при наличии прецедента судья сам решает, совпадают ли с прецедентом фактические обстоятельства дела, если норма вообще не имеет никакого прецедента, то судья имеет право самостоятельно издать прецедент).
6) Отсутствие выраженной системы ПН. (затруднено распределение прецедента по отраслям права, а лишь есть деление на частное и публичное)
7) Отсутствие иерархии прецедентов, т.е. отсутствие у них юр. силы (между прецедентом иерархии нет, если сопоставить прецедент и закон, то преимущество отдаётся прецеденту).
8) Основным правотворческим субъектов выступает не государство, а субъекты правоприменения, например, судьи.
9) Приоритет процедурного права над материальным (все, что касается самих процедурных процессов, регламентировано очень чётко, потому что если нет нормы матер то судья её может создать, а если нет процессуальной то судье сложно её создать).
Черты (Рассказов):
1) Основные источники права – судебный прецедент и статуты.
2) Отсутствие официального деления права на отдельные отрасли ( в одном статуте нормы ГП, УП, СП).
3) Повышенное внимание к процессуальным аспектам.
4) Нет деление на ЧП и ПП.
Распространение:
Принципы общего права действуют в Великобритании, США, Канаде (кроме Квебека), Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и других странах бывшей Британской империи, таких как: Индия[4], Пакистан[5], Гонконг, Сингапур,Бангладеш, Малайзия, Южная Африка, Зимбабве, Камерун, Намибия, Ботсвана, Гана.
Отличие от континентальных правовых систем.
Англосаксонское общее право отличается от правовых систем романо-германского типа тем, что оно не кодифицировано. Общеправовые системы придают большое значение судебным решениям, которые считаются важнейшим источником права наравне с законодательным актом, принимаемым парламентом. В то же время, в рамках романо-германского права судебному прецеденту придается сравнительно меньший вес, а писаному праву уделяется сравнительно больший. Например, кодекс Наполеона прямо запрещает французскому судье создавать судебный прецедент.
6. Социалистическая правовая система.
Социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы.
Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности.
При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы.
В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось.
Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.
Социалисти́ческое право — самостоятельная правовая система Советской России (СССР) после Октябрьской революции 1917 года.
После Второй мировой войны была воспринята другими странами, избравшими социалистический путь развития. Хотя социалистическое право несёт на себе многие черты континентальной системы права, включая сходные процессуальные начала и правовую методологию, оно отличается от других правовых систем господствомгосударственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической партии, отрицанием разницы между публичным правом и частным правом, а также концепцией как силы, способствующей построению коммунистического общества.
7. Религиозная правовая система.
Религиозная правовая семья признаки:
1) Главный творец права – Бог, а не общество и государство.
2) Основными источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, НПА имеют второстепенное значение, и НПА должны соотвествии религ текстам.
3) Тесное переплетение юр. положений с религиозными и моральными нормами.
4) Особое место в системе источников права занимают труды учёных-юристов (потому что все религ тексты они не новые).
5) Отсутствует деление права на частное и публичное.
6) Судебная практика не является источником права.
7) Право основано на идее обязанностей, а не прав человека.
Религ правовые семьи – мусульманская и индусская правовая семья.
Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.
Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться.
В современном Израиле, Галаха не является доминирующей правовой нормой. Основой правовой системы Израиля служат законы государства. Хотя некоторые процессы, связанные с семьёй и браком могут вестись как в государственном, так и в религиозном (раввинатском) суде, сфера её применения всё больше и больше сводится к ритуальным аспектам в рамках отдельных общин.
В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей.
Вики:
Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословскиедоктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.
Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.
В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.
Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее изканонического и церковного права.
Христианское право
Христианское право делится на две большие ветви: каноническое (католическое) право и церковное право. Они действуют в западных странах, однако сфера их действия очень ограничена, так как церковь в таких странах отделена от государства. Правила в основном распространяются только на служителей церкви, а также регулируют очень ограниченный круг вопросов личного статуса, например,брак и венчание, погребение, ведение метрических записей.
Каноническое право
Каноническое право возникло в странах Западной Европы, официально было оформлено монахомГрацианом в XII веке, позднее развивалось при активном участии Римской курии. На сегодняшний день имеет около 1 миллиарда верующих[источник не указан 1378 дней].
Каноническое право имеет ярко выраженный центр власти и управления, сосредоточенный в Ватикане.
Церковное право
Церковное право действует в некоторых странах Восточной Европы, особенно в России, наУкраине и в Белоруссии. Церковное право имеет своим источником не только Библию и учения Апостолов, но и Византийское право сильно повлиявшего на развитие древнерусского права и государственности.
Церковное право не имеет единого центра, так как существуют пять самостоятельных глав (патриархов) православных церквей, каждый из которых претендует на первенство в иерархии, таким образом управление в церковном праве децентрализовано и рассредоточено по пяти центрам.
Мусульманское право
Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.
Мусульманское право распадается на две огромных ветви: суннитскую и шиитскую. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, Сунна — традиции, связанные с посланцем Бога, Иджма — «единое соглашение мусульманского общества» и Кияс — суждение по аналогии.
Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.
Индуистское право
Индуистское право возникло в Древней Индии, первоисточники которого восходят к Хараппской цивилизации. Действует на территории ряда штатов и общин современнойИндии и в ряде сопредельных государств Юго-Восточной Азии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников.
Иудейское (еврейское) право
Иудейское (еврейское) право возникло около XV века до н. э.. В иудаизме источниками права выступаютПисьменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. Еврейское право послужило для укрепления еврейских общин и создания древнего еврейского государства. На сегодняшний день еврейское право действует только в Израиле, а также ряде еврейских общин по всему миру, и очень ограниченно, так как Израиль — светское государство.
Буддийское право
Буддийское право возникло в Индии в VI веке до н. э. в результате учения Будды. На сегодняшний день распространено в Индии и ряде сопредельных стран Юго-Восточной Азии, а также в нескольких странах Дальнего Востока. Буддийское право не существует в чистом виде, оно закреплено в национальных правовых системах некоторых стран в форме некой традиции, и в каждой стране она имеет свои особенности. Верховным наставником для буддистов является Далай-Лама, ныне проживающий в изгнании в Индии.
Синтоистское право
Синтоистское право действует фрагментарно в одной стране — Японии. Зачастую сложно выявить его сферу действия, так как в Японии действует и буддизм, постоянно конкурирующий с синтоизмом. Япония к тому же является светским государством. Однако и буддизм и синтоизм оказали влияние на развитие её правовой системы.
Зороастризм
Зороастризм является одной из древнейших религий, приверженцы которой живут преимущественно в Индии и Иране. Предписания этой религии на сегодня соблюдаются в общинах, исповедующих её, и касаются, прежде всего, права личного статуса (рождение, брак, завещание).
Мусульманское право Рассказов:
1) Иран,Ирак,Судан,Пакистан,Саудовская Аравия, Афганистан – для стран где официальной религии является ислам.
Особенность – религия – образ жизни.
Черты:
1) Основной источник религиозные догмы- Коран - Иджма (Толкования ). Источник + Кияс (аналогии).
2) Право делится,но такой подробной дифференсации права как в Европе нет.
3) ЧП и ПП нет.
4) Тесное переплетение религиозных положений и моральных постулатов + местных обычаев.
8. Традиционная правовая система
Правовая семья обычное право, признаки:
1) характерно регулировании жизни обычаями (имеют неписаный характер, передаются из поколения в поколение, обычаи как правило оч тяжело искореняются)
2) это права групп, сообществ, а не права отдельных индивидов
3) НА имеют вторичное значение
4) судебная практика и юр. доктрина не являются источниками права
Традицио́нная правова́я семья́ (также семья́ традицио́нного пра́ва либо систе́ма обы́чного пра́ва) — правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычайзанимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.
Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившейся в течение длительного времени системе обычаев, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы статьсовершеннолетним, а значит воином; проведение определённых ритуальных мероприятий, празднеств по случаю того или иного события и др.).
Термин «традиционная правовая семья» ввёл в научный оборот французский юрист Рене Давид, который более детально рассмотрел и охарактеризовал данную правовую систему[1].
Распространение
В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе. Так или иначе традиционное (обычное) право занимает в каждом конкретном государстве свою нишу, а именно регион действия и круг лиц, на которых распространяется. На сегодняшний день наличие черт традиционного права, смешанного с иными правовыми системами, существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, которые сохранили патриархальный и доисторический жизненный уклад.
В зависимости от географического критерия семья традиционного права бывает:
· Континентальная (Африка, Азия);
· Островная (Австралия, Океания: обычное право народов Полинезии, Меланезии и Микронезии).
Таким образом, островной регион Тихого океана является единственным водным регионом, где действует обычное право. На островах ни в акватории Атлантического океана, ни в акватории Индийского океана обычное право не действует (за исключением Мадагаскара).
Особенности
В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира (например, ракушки, украшения, определённые животные и т. п.). Правосудие вершат, как правило, старейшины.
Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.
Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.
Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения,собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрения дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда[2].
Виды
Система обычного права подразделяется на две большие группы:
· Традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, на Папуа-Новой Гвинее и ряде небольших тихоокеанских островов.
· Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании.
Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.
9. Иные правовая система
Правовая семья стран Дальнего Востока[править | править вики-текст]
Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.
В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.
Филосо́фская правова́я семья́ является составным элементом сравнительного правоведения и юридической географии мира. Она включает национальные правовые системы стран Дальнего Востока, из которых основными или базовыми для данной семьи являютсякитайское право, японское право, корейское право, а также правовые системы Лаоса, Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, Мьянмы иБутана.
Философская правовая семья в некоторых источниках исходя из географического признака также именуется дальневосточной правовой семьёй[1][2], поскольку действует в регионе Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Термин философская правовая семья был введён в оборот французским учёным Рене Давидом[1].
Философская правовая семья является уникальным, очень древним, и своеобразным традиционным правовым феноменом, где составными частями являются не привычные западному юристу понятия, а философские категории такие как гармония исправедливость. Несмотря на то, что в настоящее время многие страны Дальнего Востока унифицировали свои национальные правовые системы подобно европейским, общество там по прежнему остаётся традиционным и предпочитает в большинстве случаев решать правовые споры внесудебным путём, дабы не нарушать гармонию[1].
Фундаментальной правовой системой для всей философской правовой семьи является правовая система Китая. Китайское право относится к одной из древнейших ныне существующих национальных правовых систем, поскольку Китай — это одна из четырёх колыбелей человеческой цивилизации.
Наиболее важными философскими составляющими китайского права являются даосизм, конфуцианство и легизм. Китайская правовая система своими корнями уходит в XVI век до н.э. к эпохе правления первой династии китайских императоров Шан (Инь). Именно развитие китайского общества и государства повлияло на развитие китайского права, которое оказало огромное влияние на формирование правовых систем сопредельных с Китаем территорий, ставших позднее государствами сегодняшнего дальневосточного региона.
2. Китайская система Общий очерк.
Китайская правовая система является на сегодняшний день одной из самых древних в мире, так как Китай является одной из четырёх колыбелей человеческой цивилизации, почти всегда (за небольшим исключением) не терявший своей государственности, с момента образование раннего китайского государства эпохи Шан (Инь) 17 век до н.э. Китайское право возникло и развивалось на протяжении тысячелетий не просто отдельно от развития западной правовой мысли, но большую часть времени когда западной правовой мысли как и Запада как цивилизации вообще просто не существовало. По мнению Джона Вигмора китайская правовая система является на сегодня самой древней из "живых" правовых систем в мире, пускай и в модернизированном и "вестернизированном" виде, но имеющим в своем истоке традицию восходящую к середине 2 тысячелетия до новой эры (16 век до н.э.) В отличие от западной юридической науки, право Китая было подвержено совершенно иным историческим влияниям как например буддизм, а также такому политико-философскому учению как конфуцианство и даосизм. Все это привело к совершенно иному пониманию права чем на Западе. Право в Китае понимается не как совокупность норм, а как философско-правовая категория, где главными считаются такие категории как гармония и справедливость. Именно в данных категориях и понимается право в Китае прежде всего. Точно также как и небо с землей находятся в постоянной гармонии, так и отношения между людьми должны строиться на гармонии и справедливости.
За более чем трехтысячелетнюю историю, китайская правовая традиция сохранила не так много правовых памятников и имен юристов, так как китайской правовой традиции было в основном чуждо понимание права как на Западе. Лишь начиная с 40 годов 19 века (после Опиумной войны и проникновения Западных стран в Китай) начинает появляться и зарождаться традиция в праве схожая западной. После революции 1911 года эта тенденция стала нарастать, а с 20 годов 20 века китайское право стало постепенно но верно приобретать понятные западной традиции черты.
Для более точного исследования истории китайского права принято делить периоды долгой истории Китая на династии императоров, царствовавших в определенное время и уже в данных хронологических границах исследовать те или иные правовые документы дошедшие до наших дней.
3. Японская система
Японское право является одной из составных частей дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и состоит из современных правовых понятий с элементами, взятыми из глубокой древности.
Базовыми понятиями японской правовой науки являются право (яп. 法 хо:?), система права (яп. 法体系 хо:тайкэй?) и система законодательства (яп. 法制 хо:сэй?), а история права или правовой системы именуется историей законодательства (яп. 法制史 хо:сэйси?).
По мнению целого ряда исследователей[кого?] правосознание японцев преподносится как недостаточно высокое, отводящее правовой системе скромное место в ряду средств социальной регуляции и, напротив, придающее приоритетное значение неправовым средствам, основанным на этическом правиле гири, требующем ответить добром на добро. Именно гири является основным критерием поведения японца[источник не указан 1545 дней], а японское право, с точки зрения его функционирования, носит резко отличный характер от западноевропейского права.
Не столько писаное право, сколько устоявшиеся за многие века нормы поведения являются решающими для повседневной жизни японцев. Рассматривая нормы поведения сквозь призму философских понятий таких как, добро и зло, справедливость и несправедливость, гармония и дисгармония японское традиционное право оперирует прежде всего не столько юридическим, сколько философским инструментарием, что с полным основанием позволяет включить его, наряду с китайским икорейским правом в философскую правовую семью[источник не указан 1545 дней].
В правовой жизни японцев наиболее существенной традицией считается тенденция разрешать споры без обращения к закону и суду, связанное с этим стремление разрешать споры путём примирения, предпочтение не акцентировать внимание на интересах и правах индивида.
В Японии сохранилось и дошло до XXI века большое количество исторических документов VII—VIII веков.
Вопрос 10. Российская правовая система.
Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.
Российская правовая система имеет ряд особенностей, которые затрудняют ее включение в законодательную правовую семью.
Во-первых, отечественная правовая система несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы. Долгая практика игнорирования закона приводит к тому, что и сегодня закон не воспринимается всеми однозначно как ведущий источник права. Российское общественное правосознание характеризуется гипертрофированным оценочным компонентом, в результате чего каждое законодательное установление оценивается субъектами с точки зрения их представления о справедливости, а также и с точки зрения собственных интересов. Это подрывает идею неукоснительного следования предписаниям закона.
Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько закон, сколько подзаконные акты. Невиданное по объемам подзаконное нормотворчество не столько конкретизирует предписания закона, сколько затрудняет практику его применения. Упор на подзаконные акты также мешает закону сделаться действительно ведущим источникам права.
В качестве еще одной особенности современной отечественной правовой системы можно указать ее переходный характер. Дело в том, что современная правовая система нашего государства находится в стадии реформирования, что призвано устранить пережитки прошлой идеологизированной системы и привести правовую действительность в соответствие с современными представлениями о праве и общепринятыми международными стандартами.
Характеризуя отечественную правовую систему, необходимо помнить, что сущность ее нельзя сводить лишь к характеру используемых ею юридических источников и на этом основании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу. Между правовыми семьями нет резкой границы: идет постоянный процесс взаимообмена, использования аналогичных форм, что, однако, не говорит об элиминации коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций.
Самобытность славянской правовой семьи и прежде всего российской правовой системы обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.
К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие[8]:
1. Самобытность русской государственности, сохранившаяся даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права всегда была исключительно важной связь с государством.
2. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления.
3. Формирование особого типа социального статуса личности, для которого свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства. Эту черту не нужно рассматривать как недостаток, необходимо воспринять ее как национальную особенность.
4. Тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжательство, благочестие).
Юридические источники славянской правовой семьи через Византию унаследовали законодательные традиции римского права и таким "кружным" путем примыкают к романо-германской правовой семье. Но, повторимся, наличие ряда национально-исторических, культурных, ментальных особенностей не позволяют России полностью вписаться в модель законодательной правовой семьи. Проходящий сегодня в России процесс реформирования правовой системы является незавершенным, и в дальнейшем возможно как сближение отечественной системы с западноевропейскими странами, так и усиление национальных особенностей нашей правовой системы. В любом случае, сама правовая реформа определяет на сегодняшний день некоторые особенности российской правовой системы, поэтому мы остановимся на этом вопросе более подробно.