Кастовый характер права усматривается в сист. преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньш. ответ-ть за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть угол. репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки. В Древней Индии понятие "право" было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифич. прародитель человека). Эти законы появ-сь в период со 2 в. до н.э. по 2 в. н.э. Состоят из 2685 статей, написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное прав. содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление сущ-щего варнового строя. Здесь подробно описывается происх-ние согласно религ. учению варн, указывается на наслед.-професс. хар-р варн, опред-ся назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особ-тью законов является религ. окраска всех его положений. В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между соб-тью и владением и охране част. соб-ти уделялось большое внимание. Было 7 способов возн-ния права соб-ти - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостыня. Также был способ "давность владения" - 10 лет, только при закон. подтверждении человек из влад-ца превращался в соб-ка. Если у добросовест. приобрет-ля обнаруж-сь украденная вещь, то она возвращалась закон. владельцу. Основ. предмет соб-ти - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был соб-ком всей земли, но он охранял землевл-цев и получал за это налоги. Наиболее важное движ. им-во - рабы, скот, инвентарь. Община стремилась ограничить част. землевл-ие.