.надо
Смит «Исследование о природе и причине богатства народов»
В 1776 в Лондоне был опубликован двухтомник "Исследование о природе и причинах богатства народов. Сочинение Адама Смита, доктора прав, члена Королевского общества, ранее профессора нравственной философии в университете Глазго ". Он содержал пять книг: в первой излагалась теория стоимости; во второй - описывались характеристики капитала, его накопление и применение; в третьей анализировалось развитие экономики Европы в период феодализма и становления капитализма; в четвертой сравнивались различные системы политической экономии, приводилась критика меркантилизма и физиократии; в пятой рассматривались составляющие финансов государства, его расходы, доходы и долги.
По мнению физиократов, только сельское хозяйство является источником благосостояния страны и, следовательно, богатство страны - в массе товаров, ежегодно воспроизводимых трудом общества, а необходимым условием роста размеров этого воспроизводства является экономическая свобода.
Сторонники меркантилизма считали, что богатство страны выступает лишь в денежной форме, и увеличивается только внешней торговлей, превышением вывоза товаров над ввозом. Так как последнее оплачивается золотом, то отсюда рост богатства страны. Поэтому меркантилисты выступали за приоритетное развитие промышленности - источника товаров для экспорта, требовали вмешательства государства в экономику, жесткой регламентации хозяйственной жизни (в частности, ограничения импорта, поощрения экспорта, запрещения вывоза драгоценных металлов).
Величайшей заслугой Смита явилось научное обоснование в " Богатстве народов " трудовой теории стоимости. Согласно этой теории стоимость товаров и богатство создаются трудом и только трудом. Товары обмениваются, как правило, по их трудовой стоимости. Вследствие того, что стоимость создается только трудом, собственники капитала и земли не являются производителями стоимости товаров, а лишь предоставляют необходимый материал для производства, их же личные доходы представляют собой лишь вычет из стоимости продукта, создаваемой трудом.
Экономическая теория, которую Смит изложил в ''Исследовании о причинах и богатстве народов'', была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.
Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.
Полемизируя с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости товара. При этом, однако, Смит ( в отличие от экономистов 19 века — Д. Рикардо, К. Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.
Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости отменить такие ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п.
Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.
Вместе с тем Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.
может
Теория стоимости занимает одно из ключевых мест в учении Давида Рикардо. «Стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд». Тем самым он продемонстрировал свою приверженность трудовой теории стоимости.
Затратный принцип трактовки стоимости характерен для всех представителей классической политэкономии. Однако Рикардо допускает несколько оговорок. «Меновая стоимость» обуславливается наряду с количеством и качеством труда редкостью товара и, также, об относительных ценах товаров следует говорить только тогда, когда их количество может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не подвергается никаким ограничениям. В то же время у Рикардо (как и у Адама Смита) категории «стоимость» и «цена» употребляются как синонимы. .
Теория капитала.
Капитал, Давид Рикардо определил как «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин необходимых, чтобы привести в движение труд». Он обратил внимание на то, что из-за неравенства прибыли на вложенный капитал тот «перемещается из одного занятие в другое».
Теория ренты.
Главные идеи концепции Рикардо о ренте состоят в том, что рента всегда платится за пользование землёй, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов.. По определению Рикардо, рента - это избыток стоимости над средней прибылью, который образуется за счет различного плодородия и местоположения земель. Так же он назвал рентообразующие факторы: неодинаковый природный потенциал участков и разная удалённость этих участков от товарных рынков.
Для Рикардо, как и для других классиков, земля не воспроизводима и рассматривается как ресурс физический, а не экономический. В его понимание, не только земля, но и рента воспринимается в качестве «свободного дара земли».
Заканчивая рассмотрение теории ренты Рикардо, с определенными оговорками можно сказать, что она явилась частным случаем теории предельных величин, которые являются основой современного микроэкономического анализа.
Теория заработной платы.
Давид Рикардо характеризовал «естественную цену труда» как возможность рабочего содержать за свой труд себя и семью, оплачивая расходы на пищу, предметы насущной необходимости и удобства, а «рыночную цену труда» как плату, складывающуюся с учётом реального соотношения спроса и предложения на труд. По его мнению, в перспективе зарплата будет только уменьшаться, так как рост населения приведёт к чрезмерному росту предложения на рынке труда. Однако, исследуя «законы, которые регулируют заработную плату», сделал принципиальную оговорку, что такая тенденция заработной платы к падению может иметь место только в условиях «частной и свободной рыночной конкуренции» и когда заработная плата не будет «контролироваться вмешательством законодательства».
Рикардо сделал логичный вывод, что изменение заработной платы без всякого изменения производительности труда не влияет на цену, а изменяет лишь распределение стоимости созданного продукта между предпринимателем и рабочим,
Теория прибыли.
В теории прибыли Давид Рикардо исходил из предположения, что «прибыль зависит от высокой или низкой заработной платы, а заработная плата – от цены предметов жизненной необходимости, потому что количество всех других потребных предметов может быть увеличено почти беспредельно». Таким образом, по его мнению, в условиях свободной конкуренции «прибыль имеет естественную тенденцию падать, потому что с прогрессом общества и богатства требующееся добавочное количество пищи получается при затрате всё большего и большего труда». .
Теория денег.
Теоретические позиции Давида Рикардо базировались на положениях, характерных для золотомонетного стандарта. Согласно этому стандарту оговоренное законом количество золота в отчеканенной для обращения монете подлежало свободному и гарантированному размену на бумажные деньги. По мнению Рикардо, устойчивость денежного обращения, которое является важнейшим условием роста экономики, может быть обеспечена лишь денежной системой, основанной на золоте. При этом, оставаясь приверженным трудовой теории стоимости, Рикардо писал, что «ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной мерой стоимости для всех вещей».
Теория сравнительных преимуществ.
Теория сравнительных преимуществ больше других идей Рикардо сохранила значение вплоть до наших дней. Эта теория относится к области внешней торговли.
Смит , он высказался в том смысле, что каждой стране выгодно вывозить те продукты, которые отвечают естественным и благоприятным преимуществом этой страны перед другими.
К естественным преимуществам относятся те, которые связаны с климатом, почвами, недрами, географическим положением страны и др. К искусственным – относятся особые умения, присущие некоторым работникам этой страны, некоторые продукты ее производства, которые здесь умеют делать лучше других, или умеют делать только здесь. Рикардо внес свои поправки в эту теорию.
Абсолютные преимущества имеют слишком узкую область использования. Гораздо шире и важнее область сравнительных преимуществ. Давид Рикардо показал, что специализация выгодна не только в тех очевидных случаях, когда она диктуется природными и климатическими условиями. Необязательно, чтобы страна имела абсолютное преимущество по данному товару, т.е. чтобы затраты труда на производство единицы определенного товара были меньше, чем за границей. Достаточно, чтобы она имела сравнительное преимущество, т.е. чтобы по данному товару соотношение ее затрат с затратами других стран было более благоприятно для нее, чем по другим товарам. Рикардо доказал, что при определенном соотношении затрат такая страна все же может выиграть от специализации на производстве данного товара. Он доказал преимущество международной торговли на основе сопоставления сравнительных издержек, т.е. если различные страны обладают сравнительным преимуществом по различным экспортным товарам, то международное разделение труда и торговля между этими странами является взаимовыгодной.
.
Теория воспроизводства.
Давид Рикардо признавал «закон рынков Сэя», то есть догму о бескризисном и равновесном состоянии экономики при полной занятости. Он не мог предвидеть того, что в условиях экономического либерализма неотвратимы кризисы несоответствия произведённой товарной продукции и услуг платёжеспособному спросу населения, то есть кризисы перепроизводства. Первый подобный кризис произошёл в Англии в 1825 году, спустя два года после смерти учёного. Давид Рикардо признавал, что «какой-нибудь товар может быть произведён в излишнем количестве, и рынок будет до такой степени переполнен, что не будет даже возмещён капитал, затраченный на этот товар». Но был уверен, что это не может случиться одновременно со всеми товарами.
16.