Именно императрица Елизавета Петровна стала родоначальником Императорских театров России.
В середине XVIII веке при Елизавете Петровне резко возрос интерес к искусствам. С 1742 года Императорские театры находятся в ведении Министерства императорского двора. С XVIII века появился чин — «придворный артист Е. И. В. (Его/Её Императорского Величества)». В 1743 году в состав Императорских театров вошёл французский придворный театр, значительно позже в 1764 году — французская опера, начал развиваться русский театр.
Высочайшим указом решено было определить помещение в Санкт-Петербурге для первого русского театра, который разместился в Головкинском доме (ныне на этом месте — здание Академии художеств) на Васильевском острове. В 1752 году в Петербург была вызвана ярославская труппа во главе с Фёдором Волковым. Часть актёров труппы Волкова была определена для обучения в Сухопутный шляхетский корпус. Весь штат императорских театров утверждался высочайше и также определялось жалование от Придворной конторы, которой подчинялась Театральная Дирекция.
А 30 августа 1756 года был подписан указ об учреждении Русского театра. С этой даты начала официальный отсчет структура Императорских театров, под эгидой которой постепенно собрались несколько уже существовавших актёрских трупп и открылись новые казенные (государевы) театры.
...В эпоху Елизаветы Петровны произошло важнейшее событие: 30 августа 1756 учрежден государственный публичный постоянно действующий «Русский для представления трагедий и комедий театр».При Елизавете Петровне жизнь придворного театра еще более интенсивна, плодотворна и разнообразна. Театр становится неотъемлемой частью официального придворного церемониала.Удельный вес итальянских комедийных спектаклей падает, главным для «Итальянской компании» становится подготовка праздничных торжественных представлений великолепных опер с балетами. Оперные спектакли происходят гораздо чаще, чем в 30-е.Важным новшеством явилось участие хора придворных (церковных) певчих в итальянских операх. К коронации Елизаветы Петровны – опера «Милосердие Титово» - в первый раз, потом стало правилом. Постепенно из общего хора придворных певчих выделяются и оперные солисты (первый из них – Марк Полторацкий).Для спектаклей, происходивших во время коронационных торжеств, в Москве возвели новое театральное здание – Оперный дом. Его построили на берегу Яузы по проекту Растрелли, в мае 1742 в нем начались представления оперы, итальянских интермедий, затем французских комедий.Французская компания. Во второй половине мая 1742, в разгар коронационных торжеств, в Москву прибыли французские артисты. Труппа, которую возглавил актер Ш. Сереньи. Эти спектакли познакомили русскую публику с французским классицистким театром, с пьесами прославленных французских драматургов – Корнеля, Расина, Мольера и др. «Французская компания» в течение почти двух десятилетий занимала прочное место в придворной театральной жизни России. Елизавета, взошедшая на трон в результате дворцовского переворота, продолжила прогрессивные реформы своего отца Петра 1. большое внимание русская императрица уделяла армии и культуре, поскольку именно они могли укрепить государство и помочь Елизавете удержать власть. Классицизм главенствующий в искусстве, предписывал дворянам следовать высоким моральным принципам, всецело подчиняться нуждам государства и его правителя. Поэтому в интересах императрицы было развивать классицизм и прививать его нормы дворянскому классу. 30 августа 1756 года открывает новую страницу истории русского театра. Воистину исторический указ Елизаветы способствовал активизации театральной жизни. Открылся Русский публичный театр по руководством Сумарокова, в Московском университете была организована студенческая труппа. Главенствующей театральной формой театра 18 века была трагедия. Часто трагедия наполнялась историческим содержанием, реже - религиозным. Другой популярной формой была комедия. Классическая комедия была нравоучительной, носила назидательный характер. Особой формой были постановки любовно-авантюрных повестей и романов. Впоследствии они превратились в водевили и бурлески. Становление русского национального театра – важный этап в истории русского театра. Закрепление классических приемов на национальной почве помогло русским драматургам создать подлинные шедевры, имеющие непреходящее значение и ныне. Впоследствии преодоление ограниченных приемов классицизма(соблюдения трех единств – времени, места и действия, четкое разделение героев на положительных и отрицательных, патетика) послужило катализатором для развития дальнейших форм.