пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Проблематика и жанровое своеобразие прозы В. Астафьева («Последний поклон», «Затеси», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба») и В. Распутина («Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар»).

1)Пьеса «Утиная охота» (65-67г) создавалась в Москве, опубликована в 70г. В пьесе: абсолютное жизнеподобие, иркутский быт II пол. 60 г.; символика, колоссальное обобщение. Пьеса имеет несколько временных полос: воспоминание, ведения, настоящее. В настоящем Зилов просыпается, получает траурный венок, разговаривает с мальчишкой, звонит приятелям, собирается на охоту. Зилов вспоминает, как заводит интрижку с хорошенькой девушкой, уходит жена; как в разгар помолвки Зилов напивается и избивает девушку, устраивает скандал. Вспоминает, как получает новую квартиру, за благодарность сводит начальника с подружкой. У этой подружки начался другой любовный мир. Получает липовый отчет – жизнеподобие.

Видения. Герой представляет, как друзья воспримут весть о его смерти. Драма разворачивается м/у полушутливым замыслом самоубийства и попыткой его осуществить всерьез.

Эта пьеса исповедь, самосознание. Здесь нет конфликта, нет правых и виноватых. Драма случается не от столкновений, а от их отсутствия. Пьеса о том, как жизнь превращается в ритуал, в которой полулюбовь, полудружба. Жизнь превращается в поток, в бесконечное время провождения. Из жизни уходит живое. Живое/неживое: Когда стирается граница м/у жизнью и розыгрышем (друзья/венок). Живая женщина – купля/продажа . Хар-р героя строится на сплав восторженности и цинизма, искренности и лжи, высокого и низкого. При этом Зилов не лучше и не хуже других. Зилов –плохой и хороший человек. Охота: приобщение к природе, свобода, нравственное очищение (Толстой «Война и мир»); узаконенное убийство, престижное развлечение. На охоте проводником Зилова должен был стать официант Дима. Он двойник и антипод Зилова. Зилов метущийся, сомневающийся, а Дим ровный, бесчеловечный.  Дима лишает «У.О.» чистоты и высокой поэзии. «У.О.» очень точно зафиксировала момент перелома. Она сказала о том, о чем потом споет Высоцкий, о том, что жизнь дала течь, что красота не спасает мир – она сможет не успеть это сделать; о том, что почва уходит из под ног. У лирич.г. Высотского есть силы, чтобы нечеловеческим эту гибельность перебить, а у Зилова таких сил нет.

Образный строй соотносится с противопоставлением живого и мертвого - обомертвение.

2) Астафьев С 1945 года жил на Урале в городе Чусовой, с 1963-конец 60х– в городе Пермь, где писал рассказы для детей. Мемориальная доска в честь Астафьева в Чусовом, там же в находится дом-музей Астафьева.

Важнейшая особенность творчества Астафьева -слияние личностного с общей жизнью, глубинная причастность к народному бытию. Его произведения отличаются цельностью, автобиографичностью, лиризмом. В каждом из них поставлена сложнейшая проблема: человек и мир, человек в мире. А. утверждал вечную связь человека и природы ("Последний поклон" - Витя, «Царь-рыба» - Игнатьич). К военной прозе относятся "Пастух и пастушка» - Люся, Борис Костяев, «Затеси».

Он находит комбинацию в современной жизни двух типов русской классики – «естественного» и «маленького» человека. Это его добрые, терпеливые и совестливые герои, обычно близкие к природе – бабушка («Последний поклон»), Аким («Царь-рыба»). Любовью к русской земле и русскому народу пронизаны "Последний поклон" и «Царь-рыба».

«Последний поклон», написанная от первого лица, с поразительным перевоплощением автора в душу и психологию ребенка, подростка. Здесь своеобразная летопись жизни сибирской деревни – Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сибирских характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) – непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, часто связанном с опасностью и риском. Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни.

Валентин Распутин – представитель деревенской прозы. В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970). Повести «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985).

«Пожар»: Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия. Иван Петрович (гл.герой) ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову? Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть”.

Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома: дом старухи Анны, куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности.

«Последний срок». В этой повести показаны взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыты нравственные проблемы общества, показаны чёрствость и эгоизм людей, потеря ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Людей волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей: не нашли времени и для матери - самого родного человека.

«Прощание с Матёрой» деревня на берегу Ангары. Дарья (сын Павел), Настасья.

«Живи и помни». Андрей Гуськов, супруга Настена. жить - значит помнить. тема памяти.

«Пожар». Иван Петрович – водитель, жена Алена. Горят склады.

«Последний срок».  Старуха Анна, Варвара, Люся, Илья, Михаил, Таня.


26.02.2016; 15:44
хиты: 1693
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь