1) История любви Гумберт Гумберта к Лолите. Рассказ от 1 лица от Гумберта. Герой – профес.литературовед, писатель, рассказывает о том, как на практике осуществлял одну из своих проектов. Это исповедь, которая отличается: редкостной красотой слова, патетикой, юмором. Все это выдает его эстетическое сходство с Набоковым. В отличие от героев, Н. не страдал нимфолепсией и подчеркивал, что физиологический образ ему чужд.
Роман 2х планов: порочная болезненная привязанность мужчины к девочкам, погубленное детство. Есть у Гумберта чувства, что неправильно поступает. «Лолита» о грешнике и его жертве.
вначале описывает нимфолепсию , а в конце смеется, осуждает его - это порочность. парадируется переносом, уподоблением (отношение м/у мужч/ж.).
2 план. Реальная история. Любовь мужчины к 12летней девочке прочитана как метафора. Отношение поэта со своим даром (косметическим). Не случайно Гумберт – поэт, нимфолепсия – поэтический дар. Автор словно балансирует на грани, праведности, святости и порочности истины и фальши. Порочный герой обнаруживает сходство с автором. Возникают схождения/ расхождения автора и героя. Если сравнить: лекции Н. об искусстве, лит-ре, его мемуары и эротические рассуждения Гумберта по поводу нимфолепсии. То можно найти немного общего.
Гумберт: «Отношение с ниметкой дают ощущение завороженного времени, что при встрече с Лолитой, он ощущал взрыв, дрожь, толчок страстного узнавания. Прорывался в трансагентное состояние. В момент обладания Нимфеткой испытывал запредельные ощущения». Ровно теми же словами Н. описывает писателя. Н. сравнивает художника, творческую личность с душевно больным, а в «Лолите» его герой говорит: «надобно быть художником и сумасшедшим, чтобы узнать Нимфетку» - пародийный хар-р. Автор, убедивши читателя в том, что Нимфетки сущ-ют, начинает разубеждать. Заставляет героя не только убедиться в собств. порочности, но и признать, что вся его нимфолексия – его фантазия или как медицинская проблема. Гумберт убеждает, что обладает уникальным зрением, а в действительности оказывается слепым, и Лолита водит его за нос.
Это роман-пародия, автопародия. Н. парадирует самого себя, автора лекций о литературе.
2) Василий Шукшин – прозаик, кинорежиссер, актер. Многое прошел, прожил сам, потому знает жизнь, пишет действительность. на памятнике Ш в сапогах - как народный герой. Мир раннего Шукшина – это именно свой мир – это шофера, деревенские ребятишки военных лет, голодные, это мечтатели с чудинной: один под балалайку песни поет, другой – в драмкружке актерствует, третий – вырезает из дерева стеньки («Генерал Малофейкин», «Микроскоп», «Сапожки»). Мир Ш. – это мир людей, которым хорошо, когда они дома. Весь худ.мир Ш. связан с душой, с философской думой, сопряжены и самые привычные реалии деревенского бытия, самые обыденные житейские акты. Вот Костя топит баню («Алеша Бесконвойный») и это обыкновеннейшая процедура, но поворотная фраза «банного» чудачества Алеши показывает, что в конкретном воплотилось неуловимое истине бытие.
«Верую» - рассказ о дремлющей в простой русской душестихийной силы, которая может быть на что угодно, на создание или истребление. Ш. выходит не из гоголевсой шинели, а из чеховского пальто: «и короче, как можно короче надо писать…».
Персонаж по мировоззрению и поведению странный человек, домашний философский чудик, шалапай, рыжий.
«Срезал!». Глеб Капустин себя утверждает за счет унижения другого человека. Г.К- не чудик! Срезал – контекстуальный синоним убил, убрал. Ко всем остальным героям сочувствие, а к этому негатив.
«В профиль и анфас», «Хозяин бани и огорода», «Одни», «Жена мужа в Париж провожала», «Миль пардон, мадам», «Думы», «Кляуза», «Ванька Тепляшин».