Самая трагическая фигура у Пастернака – это Антипов-Стрельников – революционер, комиссар. Его роль благородный герой нового времени: народный учитель из рабочих, воин рев-ии, жертва долга. Он стремился образцово сыграть ее, но оказался несостоятельным психологически и нравственно. Комплексы из недр подсознания диктовали ему месть, а несильный интеллект находил ей мотивы «высоких побуждений». Рассчитаться за поруганную чистоту и красоту Ларисы. Антипов – антипод Живаго, их полюсность имеет качественный признак: слабый Живаго и сильный Антипов. Даны прямые разъясняющие характеристики как от лица автора («разочарование ожесточило его, рев-я его вооружила»), так и от лица персонажей («этот человек представляет законченное явление воли» - глядя на него, думал Живаго).
Мстительное чувство, темное, подпольное, здесь нередко обретало форму социального возмездия, объявлялось справедливым и оправданным, но итог его власти над сознанием и поведением человека один - самоубийство.
Живаго – не слился с революцией, не растворился в ней, был свободным, в том числе и к идее, сохранил в себе личность.
Стрельников – преданно служил в революции, растворился в ней, потерял себя как личность. Самоубийство – распад личности.
Лара – Россия, Живаго – интеллигенция, Антипов – рев-я.