Первая редакция поэмы была начата в Ленинграде 1940 году и закончена в 1942 г., в течении 20 лет последовал длинный ряд доработок. Осуществила синтез личной, лирической, общественной, эпической темы. В «Поэме без героя» она возвращается далеко назад, время действия ее произведения 1913 год. Он назван в поэме «последним», он действительно был последним мирным (перед войной) годом романовской империи.
Уже в первой редакции поэма состояла из 3х частей соответственно чему имела подзаголовок «Триптих». «1913 год. Петербургская повесть», «Решка» и «Эпилог». Эти части рассмотрены в разных временных плоскостях. Сюжетным ядром является первая часть. Прошлое встает в памяти поэта в освещении настоящего: «Из года сорокового, как с башни на все гляжу…».
«Решка» и «Эпилог» совпадают по времени с настоящим, как и три посвящения к поэме, написанные в разное время.
«1913»- новогодний вечер героиня проводит в одиночестве перед зеркалом. В зеркале появляются тени ее друзей 1913 года.
«Башня» - это символ, метафора, высота всей жизни. Ахматова смотрит на прошлое и настоящее с высоты, с высоты личного жизненного опыта и с высоты исторического опыта.
Три части поэмы: прошлое, настоящее, будущее.
Вторая часть – это время создания поэмы. Она говорит, как создавалась поэма, о том, как прочитана поэма, как поэма была не понята.
«Решка» - оборотная сторона поэмы, т.е. «кухня», «творческая лаборатория». Автор комментирует написанное. Время 2 части – это время создания поэмы, настоящее время (1940-1962).
3 часть - эпилог. Дорога из Ленинграда в Ташкент. Ей на встречу идет молодая Россия защищать Москву. Это наступление.
Эпилог – конец поэмы, конец серебряного века.
В основе первой части лежит история о любовном треугольнике героев, они в масках. Закончилась любовная история самоубийством героя Пьеро (Всеволодова-Князева.
Серебряный век мы видим сквозь призму любовной истории. Говорит, что самая большая ценность – это жизнь, добровольно прощаться с нею – это не ценить ее. Жизнь – это божий дар и распоряжаться им так легкомысленно нельзя. Серебряный век играл с жизнью и доигрался до гибели, до смерти. Он подменял жизнь выдумками, путал подлинную жизнь.
Визитная карточка сербр.века – это Коломбина. У автора к ней двойственное отношение (мое белокурое чудо – восхищение; петербургская кукла, актерка – осуждение за превращение жизни в театр).