пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2 семестр:
» матан
I семестр:
» Культурология

Культура и природа.

В сложных взаимоотношениях. Природа – то, что было всегда, основа того, что создает человек. Культура по отношению к природе вторична (Природа – человек - культура). Отношения зависят от характера самой культуры. Согласно концепции Карла Юнга, основополагающим взаимоотношений – религия. Подход к природе делится на западный и восточный.
Западный человек – экстраверт (деятельность направлена на окружающую среду), ищет спасение не в человеке, а в господстве над природой. Видит себя покорителем природы. Труд – основа жизни.
Восточный – интроверт (деятельность направлена внутрь человека), основа – самосовершенствование. Подчинение природе. Джайнизм (индийская религия), в основе – не причинение вреда доведен до абсолюта.

В западной культуре взгляды на природу менялись от эпохи к эпохе:
В античности, греки воспринимали труд как способ подчинение природы. Римляне – самое естественное занятие человека – земледелие.
В последующие века природа расценивается как источник соблазнов, скверны.
В средние века природа разделяла Бога и человека, который выступает не как единство души и тела, а как противоборство души и тела.
Эпоха возрождения – римская традиция взгляда на природу. Природа – мать, закон, в человеке все абсолютно от природы (по Франческо Петрарке). Искусство эпохи возрождения подражает природе (принцип мимефиса): возвращается к античности, единство души и тела человека.
В новое время (с середины 17 века) в европейской культуре возобладал греческий подход к культуре. 1 – способность человека мыслить, его умение творить. Цель – подчинение природы

Середина 20 столетия – достижение наивысшей точки дисгармонии с природой. Необходимо отказаться от господства над природой; необходимо прекратить безоглядное преобразование природы. Необходимо использовать восточную практику.

Взаимодействие культуры и природы.
Основной вопрос в том, чтобы понять, находятся ли в гармонии культура и природа или они антагонисты. С одной стороны, человек создает искусственную среду (культуру), с другой – культура - этап эволюции природы. Растения адаптируются к среде через изменение видовой морфологии. Животные адаптируются через стереотипы поведения и видовой изменчивости. Человек – путем изменения и усложнения форм жизнедеятельности и это создает искусственную среду обитания. Искусственная среда – «вторая природа». Все предметы культуры сделаны из природного вещества. Культура – выход человек за границы инстинктов. Человек преодолевает противоречия между природой и культурой, свободен к свободному творчеству.

Воздействие природы на культуру.
Природа определяет потребности людей, их осознание служит стимулом деятельности. Природная среда влияет на тип хозяйства и содержание занятия людей. Природная среда определяет нормы поведения, национальный характер, род занятий, разделение труда (изменение климата). Природа важны фактор удовлетворения нравственных и эстетических потребностей человека, влияет на процесс художественного творчества. Природа влияет на традиционную народную культуру: обряды приобретают цикличность (как времена года), производственная деятельность (смена дня/ночи).
Агросфера – результат воздействия человека на почву, растения, животных. Избирательный подход к растениям приводит к появлению новых видов растений/животных. Появились клонирование и генная инженерия.
Техносфера – следующая среда, которая возникала в результате воздействия человека и культуры на природу. Ее составляют: материальные культуры, то, что человека создает с помощью техники. Техносфера освоила 30% суши, в некоторых местах приводит к необратимым последствиям природе. 


07.09.2014; 14:51
хиты: 566
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь