С конца XV в. гуманистическое мировоззрение положило начало переориентации человеческой мысли с одного предмета изучения (бог и вся область сакрального) на другой (сам человек, его светская земная жизнь и деяния). До XVIII в. Гуманисты сохранили конечную причинность в истории за богом. На деле в их Сочинениях он обычно оставался «за кадром». В поисках объяснения исторических событий гуманисты обращались к человеческим мотивам и действиям. История выступала в их сочинениях как результат не божественного промысла, а деятельности людей, которая может быть рационально объяснена и осмыслена.
= Некоторые гуманисты (Макиавелли в Италии, Боден во Франции) пытались подойти к выявлению внутренних закономерностей в истории. Макиавели в работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.
Макиавелли называет политику «опытной наукой»[7], которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.
Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности[ По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплёке деятельности и о гражданских правах.
Основной интерес гуманистов вызывала политическая история. Политика была ими осознана как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности, требующая специального изучения. Исторические сочинения гуманистов — прежде всего история политических и военных событий. Важность социальных, экономических аспектов исторического процесса не была еще осознана и оставалась в основном вне поля зрения историографии. Историческому сознанию гуманистов было чуждо представление о линейном движении времени в земной человеческой истории. Преобладала точка зрения круговорота, циклического движения истории. Понятие эпоха «Возрождения» дали сами современники (14-16 вв.). Они воспринимали свою эпоху как возвращение к античным традициям.
= Об «изящной латыни» говорил Валла, о классической «золотой» латыни Ротердамский. Родиной "Возрождения" была Италия. Те, кто занимался изучением «человеческого» (это было противопоставлено изучению божественного) называли гуманистами. Это могли быть люди различного происхождении, но всех объединял интерес к античному и владение языком Цицерона.
= Осн. черты гуманистической историографии:
- отход от провиденционализма, гуманисты возвращаются к идее – история есть результат деятельности людей, поскольку Бог не вмешивается в ее ход напрямую.
- скептическое отношение ко сведениям, содержавшимся в средневековых хрониках
- отказ от средневековой периодизации и создание своей собственной – в основе которой отношение к античности: «древняя история»(восхищались ею), «средние века»(период упадка), «новая история»(собственная эпоха).
- историки пишут свои сочинения на классической латыни, а с 16 в. стали использовать национальные языки.
Гуманистическая историография.
Историки СВ изучали политику, деяния великих людей, т.е. другие очень важные проблемы – экономика, движение масс, духовная сфера – оставались без внимания.
Политика была осознана как особая сфера деятельности людей. Господствовала идея циклического движения истории, а не линейности времени. Поэтому Новое время считалось возрождением золотого века античности.
Основные положения гуманистической историографии:
- возникает понятие «глубины исторического времени». Время представляется как серия разрозненных, несвязанных моментов. Т.е. возникает понятие периодизации. В СВ периодизация шла по 4 царствам. А теперь история делится на Древнюю, Средневековую или темные века и Новое время. Оттуда идут основы периодизации.
Гуманисты оценивали античность как эталон развития, а СВ – варварские, темные и др. негативные эпитеты.
- имела ярко выраженный дидактический характер – наставлять и убежать людей через создаваемые примеры, быть «наставницей жизни».
- источники были очень недостоверны. Поэтому главное внимание стало уделяться поиску достоверных источников. Поэтому в период гуманизма было опубликовано много новых источников, прежде всего античных.
- возникают элементы научного оформления книги – стало появляться цитирование. И вообще возникает научный аппарат.
- проявляется особый интерес к истории отдельных гос-в.