Годы жизни: 1799 – 1837.
Творчество:
Романтический этап:
1) лицейский период (1811-1817) – пишет стихи патриотические («Воспоминания в Царском селе», «Была пора…»), посвящённые друзьям и поэтам («К другу стихотворцу», «К Жуковскому», «Тень Фонвизина»).
Поражал учителей своей одарённостью. Лицеисты издавали рукописные лит. журналы «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Сверчок». Первое печтаное стихотв. – «К другу стихотворцу» о назначении поэзии, об идейности искусства. Близко общается с Чаадаевым, Жуковским. Ж, Карамзин, Бат.шков видели в нём огромное дарование.
2) петербургский (1817-1820) – расцвет вольнолюбивой лирики («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня»), поэма «Руслан и Людмила».
Счастливое время в жизни. Наслаждается свободой и всеми радостями жизни. Расширяет дружеские связи, в т.ч. с будущими декабристами. Огр. кол-во вольнолюбивой лирики.
3) период южной ссылки (1820-1824) – усиление вольнолюбивых мотивов («В.Л. Давыдову, «Кинжал», «Узник», «Погасло дневное светило…», «Песнь о вещем Олеге»), расцвет романтизма в поэзии («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»), начат роман «Евгений Онегин».
Тяжело переживает ссылку. Вырванный из круга друзей, лишённый привычной литер. среды, чувствует себя одиноким, гонимым странником. Ничего не писал 4 месяца. Перв. стихотв. – «Погасло дневное светило». Одна из тем – тема узника, навеянная личной судьбой и судьбами друзей. Тесно общ-ся с семьёй генерала Раевского, поддерживает связь с будущими декабристами.
Реалистический этап:
4) период ссылки в Михайловское (1824-1826) – последняя романтическая поэма «Цыганы» и утверждение реализма (трагедия «Борис Годунов»), любовная лирика («Я помню чудное мгновенье…»); «Пророк».
Новый период уныния, являющийся, однако, плодотворным в творческом плане. Чувствует кровную связь своих творений с духом народной жизни. Завершается переход от романтической поэзии к реалистической.
5) московский период (1826-1830) – верность идеалам свободы и после поражения декабристов («Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»).
Попытка создать себе надёжную материальную базу.
6) Болдинская осень (1830) – особенный интерес к теме поэта и назначения поэзии («Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Чернь», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), создание прозаических («Повести покойного Ивана Петровича Белкина») и драматических («маленькие трагедии») произведений, «Сказка о попе и его работнике Балде», окончен роман «Евгений Онегин».
Поехал улаживать материальные дела и оказался на 3 месяца в карантине. Вершина творческой деятельности.
7) творчество 30-х годов (1831-1837) – осмысление противоречий между личностью и государством (поэма «Медный всадник»), изображение народного движения («Дубровский», «Капитанская дочка»).
Анализ «К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(1818)
Написано в форме послания к единомышленнику, П. Я. Чаадаеву. В первом четверостишье поэт говорит об утраченных иллюзиях своих современников. Здесь слышится осуждение, грусть, разочарование, но не безнадёжность.
Во втором – противит. союз «но» меняет интонацию стиха. Поэт как бы освободился от тяжёлых воспоминаний, стряхнул с души горечь раздумий и страстно, горячо заговорил о повых желаниях: свобода для отчизны.
В третьем – раскрыты политические идеалы поэта и его друзей-единомышленников.
Но свобода, вольность не приходит сама по себе. В двух последний четверостишьях – призыв посвятить отчизне «души прекрасные порывы» и вера в то, что Россия воспрянет ото сна.