Классицизм - направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе в 17 в. и получившее особое развитие во Франции. Классицизм признаёт существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора (свод классицистических законов был изложен Н. Буало в его трактате «Поэтическом искусстве» (1674). Ориентация на античность (Аристотель – три единства).
Безликие герои стали главной особенностью классицизма. Причем эта «безличность» вовсе не предполагает, что главный герой должен быть лишен всякой индивидуальности, он просто становится обобщенной моделью описываемого явления, выражая идеалы, стремления и истины своей эпохи. Герой классицизма должен быть идеален и свободен от людских пороков (соответственно, анти-герой состоит исключительно из этих недостатков).
Меняется язык и слог классицизма: уходят из моды просторечные выражения, на первый план выходят строгие, гармоничные размеры стиха. Выдвигаются, так же, новые требования к композиции, работает принцип «одно действие в одном месте и времени», что послужило толчком для развития принципиально нового театрального искусства. Именно в эпоху классицизма проводится четкая граница между жанрами. Так, к «высоким жанрам» причисляются оды, трагедии, эпические произведения, а «низкими» становятся комедии и басни. Высокий жанр требует большей ответственности, пафоса и строгости изложения, тогда как более приземленные комедии призваны высмеивать человеческие пороки, а потому могут быть более просторечны и наивны. Не допускалось так же смешение литературных жанров.
Единство времени, места и действия. Главная движущая сила сюжета – конфликт.
С именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1756) связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Создал теорию трёх штилей. Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь. Средний штиль — элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. Низкий штиль — комедии, письма, песни, басни. М. В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление»), затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса.
Творчество Гавриила Романовича Державина (1743 – 1816) представляет собой вершину русского классицизма. Предназначение поэта, в понимании Г. Р. Державина — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам. Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. До 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода. Державин сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как «Ода на смерть князя Мещерского», «Ода к Фелице», «Бог», «Водопад» были написаны непривычным для того времени языком.
Новые черты, проявившиеся в творчестве Державина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика — жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии.
1) Гавриил Романович Державин. Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
2) Главной особенностью эстетической поэзии Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу – он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. В стихах он наиболее точно определял свои поэтические принципы.
По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”.
3) Названием «Памятник» автор высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. По названию можно судить, что речь в произведении пойдёт о том, что обеспечит «бессмертие» его автору.
4) -
5) Жанр — ода — полностью реализуется в стихотворении. Возвышенность, торжественность.
6) Написано в 1795 году.
7) Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины II не высоким, а простым слогом. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.
«Первый я дерзнул в забавном русском слоге…» В чем «дерзость» Державина? В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II – человеку, с характерными для него привычками, делами, заботами.
8) Художественная задача — передать спокойный, уверенный, далекий от мирской суеты ход размышлений. Её прекрасно воплощает ямб и простота лексического ряда.
Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:
… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных.
Эпитеты:
непринуждённою рукой неторопливой,
сердечной простоте,
заслугой справедливой,
памятник чудесный, вечный,
гром быстротечный.
Гипербола и сравнение одновременно: «металлов выше он и тверже пирамид». Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.
Метонимия: «вселенна будет чтить», т. е. люди, населяющие вселенную.
Метафоры:
«времени полёт», т.е. быстротечность
«слава возрастёт, не увядая», т. е. не прекращаясь
Вселенная - 1. Всё мироздание, весь мир. Тайны Вселенной. 2. Вся земля, все страны. Объехать всю вселенную. (Толковый словарь Ожегова)
В стихотворении слово «вселенна» употребляется в метонимическом значении «люди, все, кто населяет мир, вселенную».
Металлов выше он (памятник) и тверже пирамид. Памятник - 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-либо или чего-либо (выдающейся личности, исторического события). Памятник Пушкину. Надгробный памятник - обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический памятник. Памятники письменности (древние рукописи).
Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.
9) -
10) Лирический образ поэта
11) Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы.
12) Я па́мятник себе́ воздви́г чуде́сный, ве́чный,
Мета́ллов тверже о́н и вы́ше пирами́д;
Ни ви́хрь его, ни гро́м не сло́мит быстроте́чный,
И вре́мени поле́т его́ не сокруши́т.
Шестистопный ямб; первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма.
Фонвизин – «Бригадир», «Недоросль». Первым выступает против крепостного права.
Классицизм на русской почве приобрел новые качества:
1. У Ломоносова – интерес к настоящему и прошлому, темы берутся из русской истории (+трагедии Сумарокова)
2. Отчетливая критическая обличительная струя (+Сатиры Кантемира). У Держ., Фонв. Усиливается, и классицизм как бы разлагается изнутри из-за этого, хотя уже Ломоносов видел в Екатерине не только хорошее. Фонвизин, хотя и сохранял внешние признаки классицизма (триединство), но у него уже есть двойственные характеры.
3. Защита просвещения – характерно для всех авторов. Сохраняется рациональное начало, логика, т.к. сенсуализм – не аргумент. Сохраняется идея служения обществу для исправления нравов.
4. Пропаганда высоких нравственных принципов, гуманного отношения к людям.
5. Сохраняется стилистическое качество – деление на жанры – высокие (героическая поэма, ода, трагедия – с-слав.яз) и низкие (басня, комедия, сатира - разг). Но Державину и Фовизину уже тесно в рамках классицизма.