1932 - постановл. ЦКВКП(б) "О перестройке лит.-худ. орг-ций". Закрытие всех групп, форм-е Союза советский пис-лей (ССП) в полн. подч-и гос-ву. Попутчики приняли реформу в осн. положит-но. Лидер ССП - Горький.
1929 - переломн. год.
Орг. комитет ССП. Структура комитета:
1. президент
2. секретариат
3. орг.-инструкторск. отдел
4. орг-я творч. работы пис-лей
5. отд. по работе с молод. авторами
6. отдел лит-ры народов СССР
Комитет собир-ся до 1 съезда два раза, обс. вопросы, ктр были вынесены на 1 съезд.
Входили все крупнейш. советск. пис-ли. Осн. вопрос - о методе худ. лит-ры. Споры вокр. понятия соц.реализма.
С докладом о новом методе в 33-м г. выступ. Луначарский. Выделяет:
натуралистич. реализм
либерализм
отрицат. реализм
критич. реализм
Реализм - правдивое худож. изобр-е действ-сти в её развитии.
1934 - дискуссии об историч. романе, реабилитация этого жанра (А. Толстой "Пётр I" - основн. пр-е).
1934 - 1-й съезд ССП. Уч-т более 1,5 тыс. ч-к и 1 тыс. кандидатов. Отбор по соц. статусу, региональн. критерию, национ. критерию.
Советск. лит-ры как единства литератур разных нац-стей не было. По сути она возникнет только к 60-м. Акцент на поддержку лит-р малых народов и республиканских.
1-й доклад - Горький, "Советск. лит-ра", призыв к объед-ю лит-р.
Отделы лит-р народов СССР - задач создания лит-р.
Происх. переориентация методологии. Вместо главн. принципа оценки худ. произв. (классовость) появл-ся принцип народности.
Спор о сатире: нужна ли она сегодня? Журналист Кольцов выступ. в защиту.
Один из центральных - доклад Н. Бухарина "О поэзии, поэтике и задачах поэтич. творч-ва в СССР". Впосл. Сталин критикует доклад как текст, ктр не долж. воспр-ся, как содержащий директивы и окончат. оценки. Высокая оценка Юухариным творч-ва Пастернака как одного из крупнейш. мастеров стиха. Принцип художественности. Есенин, Брюслв приняли революцию.
Появл-ся ощущ-е, что те незыблемые иерархии, ктр слож-сть в 20-х, могут перевернуться, и всем воздастся по заслугам.
Провозгл. принцип соцреализма, ктр требует правдивого, исторически конкр-го изобр-я действ-стив в её революц. развитии.
Основн. дискуссии 30-х:
1. о методе соцреализма
2. о заруб. лит-ре. Дж. Джойс "Улисс" - самое обсуждаемое пр-е, хотя роман не был опубликован
3. о языке худ. лит-ры. Лит-ра для народа и из народа пыт-ся противоп-ть свой яз. гладкому и идеальному яз-у, на ктрм писали для дворянства. Гл. черта яз-а - диалектизмы (народность).
Панфёров "Бруски" - роман, вокр. ктр разв-сь дискуссия, т.к. он написан вычурным яз-м с обилием диалектизмов, ктр часто затрудняют восприятие.
Горький выступ. против этого. Призывает к мотивированности ис-я диалектизмов.
Сирафимович - за.
4. о формализме. 1933 - ориентация на запад. с 1936 - кампания по борьбе с формализмом. в 1930-е выраб-ся вид дискуссии с заранее предрешённым итогом. "Сумбур вместо музыки" - статья в газ. "Правда" против оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда".
Одно из лучших Л-К изд-й - ж-л "Литерат-й кр-к" (1933 - 1940). Его прилож-е - "Литерат. обозр-е" (с 1936). Гл. Пис-ль - А. Платонов, гл. кр-ки - ЛИвинец, ЛУкач (кружок Ливиница-Лукача). 1-й ж-л, ктр начал печатать обзоры сов. лит-ры, выделив 4 периода по соц.-политич. принципу:
1917-1920
1921-1927 (начало 1-й пятилетки)
1928-1932 (1-я пятилетка)
1933-1937
При этом хроника заканч-ся на 1932. Противоп-ли себя вульгарному социализму и формализму, изучали взгляды классиков марксизма на И., опубл-ли 1-й научн. перевод "Эстетики" Гегеля, относили себя к продолжателям традиции реальной ЛК.
1929 - ж-л "Октябрь", статья Авербаха "О целостных масштабах и частных Макарах" против Платонова. Отраж. сталинскую критику произвед-я.
в 30-е появл-ся гос. списки неблагонадёжных пис-лей.
Вл. Ермилов сыграл роль в судьбе Платонова. Выступал против ж-ла "ЛК"; являясь р-ром ж-ла "Красная новь", печ-т статью "О вредных взглядах лит. кр-ка". Ж-л закрылся в 1940 ЦК по ЛК.
Если в 1920-е годы литературную ситуацию формировала и определяла именно литературная критика, то, начиная с 1929 г., литературная жизнь, как и жизнь в стране в целом, протекала в жестких тисках сталинской идеологии. С укоренением и ожесточением тоталитаризма литература постоянно оказывалась в зоне пристального внимания партийного руководства. В роли литературных критиков выступали такие видные деятели большевизма, как Троцкий, Луначарский, Бухарин, но их литературно-критические оценки в 1920-е годы не носили характера единственно возможных, как это произойдет в 1930—50-е годы со сталинскими литературными суждениями. Создание и внедрение концепции социалистического реализма, приведшего к унификации нашей культуры, осуществлялось одновременно с другими кампаниями, которые были призваны ознаменовать завоевания социализма. Вернувшийся из эмиграции по настоянию Сталина М. Горький сумел выполнить социальную функцию, возложенную на него вождем, и вместе с целой группой разработчиков, среди которых преимущественное место занимали рапповцы, помог продумать до мелочей процесс «воссоединения» советских писателей, входивших в разные группы и объединения. Так был задуман и осуществлен план создания Союза советских писателей. Следует подчеркнуть, что Союз создавался не вопреки, а в соответствии с чаяниями многих и многих советских
литераторов. Большинство литературных групп было близко к самороспуску, прошла волна проработок Е. Замятина, Б. Пильняка, М. Булгакова,были сняты с редакторских постов виднейшие литературные критики эпохи — А. Воронский и В. Полонский. В 1931 г. появился еще один журнал — «РАПП». 23 апреля 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Этим постановлением распускались все существующие организации, и создавался Союз советских писателей. В писательской среде отношение к постановлению было самым восторженным, будущие члены Союза еще не догадывались, что вместо РАПП приходит литературная организация
небывалой мощности и неслыханных нивелирующих возможностей. Съезд советских писателей должен был состояться очень скоро, но по семейным обстоятельствам Горького это событие было отложено. Первый съезд советских писателей открылся 17 августа 1934 г. и продолжался две недели. Съезд проходил как большой всесоюзный праздник, главным героем которого стал М. Горький. М. Горький открыл съезд, сделал на нем доклад «О социалистическом реализме», выступал с краткими резюме, заключал работу съезда. Писатели сетовали на то, что у критиков есть красная и черная доска и писательские репутации нередко зависят от критического своеволия. Речь шла о полном и безнадежном отсутствии серьезной критики, о сохранившихся в критике рапповских замашках. Доклад Горького и содоклады о мировой литературе, о драматургии, о прозе, о детской литературе носили констатирующий характер. Перелом в официально-торжественном течении съезда наступил после доклада Н.Бухарина, который говорил о необходимости пересмотреть литературные репутации, в связи с чем в качестве лидера новой поэтической эпохи был назван Пастернак. После объединения писателей в единый Союз, после сплочения их вокруг общей эстетической методологии, начинается литературная эпоха, при которой писатели хорошо осознавали, что должны подчиняться некой программе творческого и человеческого поведения. Не войти в Союз или выйти из него, быть исключенным из Союза писателей — означало лишиться права публиковать свои произведения. Литературно-писательская иерархия воздвигалась по образцу иерархии партийно-правительственной. Что такое социалистический реализм, знали теоретики литературы и литературные критики, создавшие огромное количество работ на эту тему. Когда же спросили Сталина, в чем суть социалистического реализма, он ответил: «Пишите правду, это и будет социалистический реализм». Такими лаконичными и безапелляционными формулировками отличались наиболее известные литературно-критические суждения Сталина: «Эта штука сильнее чем «Фауст» Гете (любовь побеждает
смерть)» — о сказке Горького «Девушка и смерть», «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Сталин не раз встречался с писателями, давая руководящие указания и оценивая новинки литературы, он насыщал свою речь цитатами и образами из мировой классики. Сталин в роли литературоведа и критика берет на себя функции литературного суда в последней инстанции. С 1930-х годов намечается и процесс канонизации ленинских литературных идей. В литературной критике 1930—40-х годов наиболее заметными были выступления И. Беспалова, И. Тройского, Е. Усиевич, Д. Лукача, Н. Лесючевского, А.Тарасенкова, Л.Скорино, В.Ермилова, З.Кедриной, Б. Брайниной, И. Альтмана, В. Гоффеншефера, М. Лифшица, Е. Мустанговой. Их статьи и рецензии определяли реальное состояние литературной жизни.