ЛЕФ.
Модернисты Маяк., Брик, Н. Чужак, С. Третьяков + формалисты гр. "ОПОЯЗ" (Вик. Шкловский). Ж-лы "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ".
Лит-ре вымысла противоп-ют лит-ру факта, биографию вымысла. "Красный эпос" - газета, Биьлия сегодняшнего дня. Задача - привлечь писателя в газету и подчинить его мастерство её задачам.
Идеи деиндивидуализации (ДИ) и депрофессионализации (ДП) писателя. ДИ - текст созд-т группа авторов (ред-р, корр-р, опрашиваемые люди и т.д. - коллективное творч-во). ДП - лучше всего в любой области напишет профессионал, но он не смоет написать так красиво, как нужно. Писатель выступ. в роли ред-ра.
РАПП (российск. ассоц-я пролет. пис-лей).
Созд. по типу пролеткульта, имела предст-ва в крупнейш. гор-х СССР, в зав. от назв. города мен-сь 1-я буква (САПП, ЛАПП и т.п.), Построение классовой культуры, ктр должна орган-ть созн-е рабоч. класса. Гл. ж-л "На посту", назв-е обнажает милитаристскую ориентацию, ктр проявл-ся в использ. милитар. лексики ("И. - фронт борьбы" и т.п.). ЛК - орудие борьбы, И. - фронт, нет оппонентов и инакомыслящих, есть только враги, ктрх нужно уничтожать.
1-й состав - С. Родов, Б. Волин, Лелевич.
Всех пис-лей делят на своих, чужих, попутчиков. Свои - пролет. пис-ли; чужие - Волошин, Ахм., Пастерн. (не уч. в лит. процессе).
Попутчики - Пильняк, Вс-д ИвАнов, Шагинян. Термин вводит Троцкий в "Лит-ре и Революции" 1923 г. Вклад-т в понятие положит. коннотацию: люди, кому по пути с пролетариатом. Троцк. видел в них главн. движущ. силу лит-ры и культуры вообще. РАППовцы термин наполняют отриц. смыслом: попутчик или враг? Попутч. говорит, что вам по пути, ты нач. ему доверять, а когда он ударяет тебе в спину ножом, ты ок-ся к этому не готов.
2-е деление - реакционные и революционные писатели.
Осн. удар направляют по троцкизму и воронщине. Троцк. был за попутчиков, заявлял, что самост. пролетарск. культуры быть не может, т.к. пролетариат - класс, а после революции классов быть не может.
А.К. Воронский был гл. ред-м ж-ла "Красная новь", 1-го советск. толстого ж-ла. Придерж-ся теории "единого потока" - печатал лучших предст-лей разных лит. групп: и пролет., и крестьянск., и попутчиков.
Когда возн. РАПП, в стране господств. нэп, кот. привёл к возвр. частных изд-в. Если попутч. печ-сь в типографии, то с книгой его можно бороться, а если его печатают в ж-ле, то бороться практич. невозм., т.к. решение о его публикации принимает не сам писатель, а другой ч-к.
1925 - постановл-е ЦК партии о политике партии в обл. худ. лит-ры, в ктрм РАПП критик-ся за свою агрессивность.
1932 - РАПП закан. своё существование.
Новый РАПП провозгл. учёбу у классиков и новое деление на своих, чужих и попутчиков. Одемьянивание поэзии (Демьян Бедный), призыв ударников в лит-ру.
"Отдайте ему курсив" - Фельетон Ильфа и Петрова против РАППовцев и клишированности их речи.
Отнош-е чит-лей и пис-лей к ЛК 20-х гг. Чёткой гос. политики в обл. худ. лит-ры нет. Даже от лица массы поступ. выск-я, представляющие какие-л. объедин-я.
Больш-во попутч-в оцен-т Л-К ситуацию и гипертрофир. роль кр-в в ней. Возникн-е идей о диалоге чит-ся и пис-ля ч-з голову кр-ка. Нужен ли профес. критик вообще? Проходят лит. диспуты, посв. ЛК.
1926 - ленингр. ж-л "Жизнь И." и моск. "Журналист" - дискуссия о ЛК. Пис-ца Лариса Рейснер (жена Фёдора Раскольникова) пишет статью "Против литер. бандитизма" (против ноовй ЛК). Огульная бездоказательная ЛК не закаляет, а убивает талант, при этом бездок-сть и критич. пафос - св-ва новой постревол. ЛК, сводящие всё к понятию класса. Существующая Лк способна только погубить лит-ру.
Диспут "Литературная Россия" - вопрос о взаимоот. пис-ля и к-ка. Растёт инст. цензуры. На диспуте выступ. Шкловский и Булгаков с требованием прекр. публ-цию "красных ТолстЫх", "этих технически неграмотных литерат. выкидышей", дать место в ж-лах живому слову, писать не о политике, а о ч-ке.
Споры о соотнош. социологичю и формальн. методов. Вс. ИвАнов "Что я больше всего ценю" - отд. предпочт. формальн. школе, Аксёнов - социологической.
Вопрос о проф. компетенции критика, т.к. они нигде спец-но не уч-сь, т.е. не могут наз-ся профессионалами.
1928 - газ. "Чит-ль и пис-ль" - один из этапов созд-я общелитерат. газеты, ктрй в 1929 станет "Литерат. газета". Проект "Ч и П" практич. не содерж. проф. ЛК, а ориент-н на читательскую ЛК. Много анкет пис-лей, развита рубрика "Над чем работают пис-ли", много рассужд-й о чтении. Интенсивн. изуч-е потребит. худ. лит-ры.