В истории русской культуры конца XIX — начала XX в. Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — личность самая противоречивая и вместе с тем неоспоримо талантливая, оригинально и живо мыслящая.
Он был откровенно отринут своими современниками. После смерти он был официально отнесен к числу наиболее опасных и потому опальных литераторов-мыслителей.
Истину он предпочитал любым идеологическим «направлениям». Себе в заслугу Розанов ставил то, что он «ни к кому не подделывался», «никому не льстил», «и если лгал, то просто в то время не хотел говорить правду, ну «не хочу и не хочу». Розановская манера мышления и письма — парадоксально-диалогическая, наедине с собственной совестью и совестью мудрого, зрячего читателя, открытого к честному диалогу, способного слышать, но не слушаться, сохранять собственное достоинство и независимость понятий о жизни. Творчество Розанова невозможно заключить в привычные рамки четкого и внятного толкования: слишком оно сложно и загадочно.
Всем строем суждений Розанов сознательно провоцировал на внутреннее раздраженное несогласие с собой. Впрочем, и сам он вступал с собой в спор, если ощущал в этом сиюминутную, страстную потребность. Отсюда внешняя отрывочность, мозаичность, калейдоскопичность и кажущаяся беспорядочность его мысли и слога.
Розановым написано огромное количество статей, очерков, юбилейных слов, рецензий и заметок о Пушкине, Достоевском, Л. Толстом, Тургеневе, Страхове, Леонтьеве, Мережковском. Многократно он обращался к анализу творчества Гоголя, Некрасова, Гончарова, Чехова, М. Горького, Вл. Соловьева, Бердяева, Флоренского. В работах критика о литературе и философии получила яркое выражение плодотворная концепция ценностного подхода к словесно-художественному и этико-эстетическому наследию отечественной культуры. Этот аспект розановской критики составляет одну из самых существенных сторон его творчества, позволяющего характеризовать роль художника в литературном процессе конкретной исторической эпохи в связи с его представлениями о национальной культуре вне зависимости от той или иной идеологической направленности. 1890-е годы стали периодом его становления как литературного критика, хотя еще в 1886 г. Розанов создал свой первый самостоятельный
философский труд «О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания». Но именно в первом фундаментальном произведении Розановым были намечены и сформулированы основные положения его религиозно-идеалистической концепции, чаще всего шедшей вразрез с общепринятыми воззрениями. Говорить о какой-либо сформировавшейся «системе» литературно-критических взглядов писателя можно лишь условно. «Слишком зыбкими и неустойчивыми были его отношения к тем или иным явлениям литературы и искусства; огромную роль играли даже такие невероятные факторы, как, скажем, настроение автора или даже внешний облик объекта критических выпадов» .
На протяжении всей критической деятельности Розанов постоянно обращается по самым разным поводам к классической и современной ему русской литературе, при этом никогда не создавая основательных и обширных исследований по истории отечественной словесности. Лишь в начале своего «писательства» он предпринял попытку размышления над методологией и историей литературной критики. Результатом этих размышлений стала опубликованная в 1892 г. в журнале «Русское обозрение» программная статья «Три момента в развитии русской критики». Следует, правда, заметить, что сформулированные в ней подходы практически ни разу не были применены им на собственной практике. Возможно, это было связано с тем, что всякое индивидуальное явление прошлого и современности оценивалось критиком как положительное только в том случае, если оно оказывалось взращенным на определенном и надежном фундаменте; всякое же искажение «исторического замысла» или уже состоявшегося явления им безоговорочно отрицалось. Восприятие русской литературы как нетленного национального богатства сохранилось у Розанова до конца дней. Примечательно, что время от времени оно оборачивалось резкими, порой несправедливыми и, как казалось, бесцеремонными и многих возмущавшими нападками на ту же литературу. Однако чаще всего это происходило от «избытка чувств», от неизмеримого максимализма субъективных требований, которые проявлял критик к изящной словесности. Особое место в творческом наследии Розанова занимают оригинальные, непривычные в жанровом плане мемуарно-некрологические работы. Из числа статей «памяти усопших» особенно выделяются «Памяти И.И.Каблица» (1893), «Вечная память (Н.Н.Страхов и Ю. Н. Говоруха-Отрок)» (1896), «Памяти Ф.Э.Шперка» (1897), «Памяти Вл. Соловьева» (1900). Розанов внес заметный вклад в становление самого жанра некрологической статьи, которую следует рассматривать в качестве литературно-критического источника, несущего в себе ценные материалы биографического характера и важные историко-культурные сведения. К существенным литературно-критическим источникам следует отнести и многочисленные фельетоны, заметки и рецензии Розанова, которые главным образом печатались в газете «Новое время». Пристальный и пристрастный интерес вызывают как бы вскользь разбросанные на страницах разных книг из своеобразной серии его «опавших листьев» суждения о современной русской литературе, о писателях-классиках. В Розанове по сути сконцентрировались и дошли до нас со всей животрепещущей злободневностью многие ощутимые противоречия русской литературы. Кажется, любое явление общественной, литературно-художественной и политической жизни России незамедлительно получало отклик в его разножанровых, «раздражительных» выступлениях. Без преувеличения, Розанова можно сравнить с точным зеркалом русской общественной жизни конца XIX — начала XX столетий. Связанный со многими литературными течениями и направлениями, он оказался писателем и критиком, воплотившим глубоко индивидуальное переживание литературных и жизненных впечатлений. Стремясь примирить непримиримое, прежде всего, разные литературные эпохи, Розанов явился одной из самых трагических фигур в русском литературном процессе. Преодолеть мучительную границу, навсегда разделившую Серебряный век с новым советским режимом, Розанов не мог. Он умер в 1919 г. от физического истощения и нравственного потрясения происходящим.