Одной из характерных примет 1900—1910-х годов было то, что рядом с профессиональными литературными критиками, связанными с научной, академической средой, с публицистикой разных партий, появляется особый тип критика-фельетониста, активно печатавшегося на страницах массовых иллюстрированных журналов и многотиражных газет. Критики-фельетонисты работали с сознательным учетом «злобы дня» и интересов широкой читательской публики. Они сочиняли свои статьи в свободной, хлесткой и остроумной манере, часто прибегали к неожиданным парадоксам, вели, как правило, внешне эффектную полемику с общепринятыми воззрениями и устоявшимися в обществе взглядами. Эти критики не могли вызывать всеобщего одобрения, а среди ведущих русских писателей даже не пользовались уважением. Так, Блок называл такую критику «беспочвенной» и указывал на отсутствие у ее представителей глубоких эстетических и общественных убеждений. Тем не менее среди читателей она всегда пользовалась успехом, к ее мнению часто прислушивались, по ее откликам судили о достоинствах и недостатках новых произведений.
Наибольшей популярностью у читательской публики пользовался в 1900-е годы Александр Алексеевич Измайлов (1873—1921). В печати выступал в качестве беллетриста, поэта, пародиста. Сотрудничал в газетах «Биржевые ведомости» и «Русское слово», выпустил несколько сборников беллетризованных «литературных портретов»,монографию об А. П. Чехове. Неоспоримым достоинством Измайлова-критика было доскональное знание современной словесности, стремление понять и объяснить историческое и эстетическое значение литературы.
Сам Измайлов метко определил жанр своих литературно-критических выступлений как «беллетристический репортаж». Прим.сборник «Литературный Олимп», где перед читателем возникает целая галерея современных ему авторов — от Л. Толстого до Ф. Сологуба. Оценку их произведений он ненавязчиво перемежает рассказами о личных встречах с ними.
При такой порывистости и «беглости» литературных явлений, утверждает критик, только «газетный лист» мог отразить эти явления «без опоздания». Задачу же критика Измайлов видел не столько в том, чтобы исторически осмыслить сменяющие друг друга литературные явления, «определить их подлинную стоимость», сколько в том, чтобы запечатлеть для читателя «самый характер исторической борьбы», познакомить его в яркой, образной, выразительной форме с литературной «злобой» дня.
Измайлов горячо отстаивал литературную и политическую беспартийность, убежденно доказывал полную независимость литературы и литературной критики от политики. Будущее искусства критик видел в примирении реализма и модернизма и вместе с критиками-символистами отводил целую область в литературе изображению «неясных душевных движений», «мистики», «красоты загадочного».
Корней Ивановича Чуковский (1882—1969) беллетрист, поэт, историк литературы, лингвист, переводчик. С 1901 г. начал выступать(главным образом со статьями о художественных выставках и о новых книгах) в газете «Одесские новости». Спустя два года он был послан в качестве корреспондента газеты в Лондон, где читал классиков английской литературы и философской мысли, публиковал статьи и рецензии об их трудах. Статьи Чук. печатались в «Речи», «Русском слове», «Свободе и жизни», «Русской мысли», «Ниве». В 1908 г. его литературно критические выступления были впервые собраны в книге «От Чехова до наших дней». В ежегодных «Обзорах литературы» Чуковский анализировал творчество современных писателей. Его литературно-критические труды посвящены Чехову, Толстому,Бунину, Куприну, Бальмонту,Горькому, Андрееву,Гиппиус, Розанову, Ахматовой, Маяковскому, Блоку. Эстетическое кредо Чуковский сформулировал так:литературно-художественная критика всегда стремится к универсальности,но ее научные выкладки должны претворяться в разнообразные эмоции,т.е. критике необходимо одновременно сочетать в себе научность с эстетическим, философским, публицистическим пафосом.
Ключевые литературно-критические характеристики Чуковского пестрят «гастрономическими» метафорами:у Блока — «художнический аппетит». Современники называли Чуковского «критиком-карикатуристом», «критиком атакующего стиля», «фейерверком».
Статьи Чуковского были рассчитаны на чтение вслух. Это в большой степени определяло их композицию и стилистические особенности.
Популяризатором идеалистических идей в философии и эстетике в начале XX в. выступил еще один плодовитый критик Николай Яковлевич Абрамович (1881—1922), беллетрист,поэт-переводчик и публицист. Активно сотрудничал в журналах«Жизнь», «Журнале для всех», «Ежемесячных сочинениях», газетах «Русская правда», «Новости дня», «Студенческаяжизнь». Воззрения Абрамовича складывались в сопротивлении «страшному ощущению удушья» в общественной и духовной атмосфере России 1890-х годов, под влиянием культурной традиции Западной Европы. Абрамович сформулировал основные понятия своего литературно-критического творчества: «стихийность» («чувство непосредственной действительности») и «рисунок» (совокупность приемов письма). Интересными в творчестве Абрамовича представляются разборы «рисунков» письма у Л. Андреева, Куприна, Мережковского,Сологуба.
Критик порой оказывался намного сильнее и прозорливее в разборе отдельного литературного произведения, чем в истолковании целостного писательского пути. Присущее Абрамовичу ощущение катастрофического развития России отразилось в резкой форме его памфлетов. Скончался от дущевной болезни.