Эпоха царств-я Ал-ра I. ЛК мысль впервый осозн. себя как особый род деят-сти. Споры - главн. определяющ. начало. Понимание, что ЛК может и должна влиять на разв-е лит-ры. С 1800-х форм-т читат. вкус. Профессионализация лит. труда, расшир-е круга чит-лей отеч. литры.
Понятия ЛК, истории и теории литра сущ-т как нечто единое. На фоне обращ-я к прошлому происх.целые баталии. Обращ-е к прошлому воспр-ся чит-лем как разговор о современности. История литры в совр. понятии - та литра, кот. разр-сь самими писателями.
Л.кр-в интересуют различн. области лингвистики, т.к. история рус. яз-а не была далёким от совр-сти понятием, а вопросы происх-я яз-а сост-ли предмет спора всего лит. мира.
Александр Семёнович Шишков, 1803, манифест против убежд-й Карамзина (статья "Почему в России мало писательских талантов?") "Расужд-я о старом и новом слоге российского яз-а", ставш. отправной точкой для воссоед-я вокруг автора консерв. лит. сил (шишковисты). Древн. слав. - корень начала рус.яз-а. Искажение старого слога (Ломоносовского) кощунственно, понятие нового слога для Ш дост. узко - только Кар. и его посл-ли.
Для К ближе фр.яз., практич. искл-л ц-слав. лексику - для Ш это путь к деградации языка. отриц. неологизмы, новые синт. конструкции. Недоволен стилем К. Приз-л верн-ся к ц-слав. лексике с выбором соотв. тем (богословское морализаторство).
Конфликт погруж-ся в политику - Ш против реформ Ал-ра I. Обвин. оппонентов в забвении веры. Впрочем, не был ортодоксальным писателем, т.к. церковь отлич. яз. богослуж-я от разгов. яз-а. Вывод яз-а церкви в литру мог бы изменить ф-ции церкви. В 20-е стал противн. переводов Свящ. Пис-я на рус. яз. Воспр-л СРЯ как разгов. наречие.
Не имел в виду то, что общ-во неизбежно развив-ся, а с ним и яз. Кр-ки ук-т на множ-во ошибок в его текстах. Вынужд. был сам исп-ть слова совр. на тот момент яз-а: неологизмы, галлицизмы и проч. Однако, стал предш-ком славянофильства.
В полемику с Ш 1-м вступил П. И. Макаров (из-ль ж-ла "Моск. Меркурий"). Ж-л был явно французско-ориентированным, публ-сь фр. сентим. повести. Рецензионный отдел разбирал "Сочинения и переводы" И. И. Дмитриева, кот. много анализировал идеи Ш. М полагал, что "все языки сост-сь один из другого обменом взяимным". Причисляли к карамзинистам. Однако против этих идей высказался сам К, неожиданно встав скорее на сторону Ш.
1807 - "Беседы любителей русского слова" для гос. деятелей и литераторов-патриотов, организованные Ш совм-но с Держ., Захаровым, Хвостовым.
1802 - созд-е перв. русск. лит.-политич. ж-ла "Вестник Европы", кот заявл. о своём приверженстве названием. К здесь публ. статью "Почему в России мало писательских талантов?". Во многом с пом. "ВЕ" в России нач-т проявляться любовь к зарождающемуся в Европе романтизму.
К и Жуковск. развив. концепции ЛК - с 1809 "ВЕ" публ. тексты о проблемах ЛК: "О басне и баснях Крылова", "О сатире и сатирах Кантемира". Общ. рассужд-я о жанре предваряют разбор конкр. писателя.
Статья "О критике" постр. как разгов. двух любителей лит-ры. Стародум - не начитанный, но одарённый здравым рассудком. Подч-ся самоценность ЛК как самост. явл-я.
"Два разговора о критике" - перевод нем. моралиста Иоганна Энгеля.Переводя теоретика, Ж солидаризировался с ним в связи с эстетич. оценками ЛК.
"О древних и новых" - статья-перевод соч-й Иоганна Зульцера.
"Арзамас" - общ-во защитников нового слога. Жук., Батюшков, Вяземский, В. Л. Пушкин (дядя АСП), Уваров.